Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

крылья

Воскресное слово блогира

- традиционная, но иррегулярная рубрика.


И в редкие часы отдыха блогир думает о положении на фронте, рассеяно чертя на земле диспозиции.




Подобно отряду немецкого фрайкора из 1813 года, своим внезапным появлением нарушает она плавное течение нашей блогирской жизни, где карты по вторникам сменяются кино по четвергам, а после - пятничными девицами и трудным, но оптимистически выдержанным понедельником. Страшась неумолимости созданного мною расписания, подписчики и анонимы отчаянно пытаются укрыться в естественной среде, но там их уже поджидает какой-нибудь крокодил - и далеко не всегда в кавычках.

Но иногда это упорядоченное существование прерывается воскресной рубрикой, рамки которой позволяют мне писать о чем угодно, не ограничивая себя в природной скромности. С вышеупомянутым отрядом эти посты роднит также определенная эклектичность формы и содержания, в первом случае характеризующаяся соседством почтенного профессора античной истории и сбежавшего на войну подмастерье мясника, на поверку оказавшегося патриотически настроенной девицей, а во втором - тематикой и стилем, позволяющим мне свободно писать и о животных, и о неграх, и вообще - о чем и как угодно.

Совершив налет и устроив напоследок беспорядочную пальбу в воздух, бравый фрайкор уходит из города и все возвращается на круги своя: карты, кино, пятница. И если осознание вышесказанного потребовало от вас слишком напряженных мыслительных усилий, то вы определенно не мой читатель. Остальным же - тут так и просится что-нибудь вроде "избранным", но для популизма я слишком гиппопотамен - добро пожаловать, сегодня мы опять будем недовольны нынешним состоянием мира.

На самом деле - нет.

Collapse )
ирония

Четверг

- в четверг у нас или кино, или кинохроника, или хотя бы киноплакат. Сегодня у нас "хотя бы", т.е. советский плакат (кино) 1918 - 1941 гг.


Любите ли вы кино? Наверняка да, поскольку с тех пор как театр, наряду с цирком и петушиными боями, перестал быть главным удовлетворителем человеческой тяги к наглядно-прекрасному и душещипательному, кино стало нераздельно господствовать в этой сфере. И, очевидно, будет продолжать делать это и дальше, даже несмотря на то, что в последние годы его изрядно потеснили компьютерные игры и педерастия. Поэтому, оцениваете ли вы современное положение кинематографа как упадок или нет - а о кризисе этого жанра заговорили на следующей день после прибытия знаменитого паровоза - вы все равно его любите.

У вас, что называется, нет выбора - прямо как у капитана затонувшего советского сухогруза "Максимально Горький", выброшенного приливной волной на необитаемый остров вместе с бутылкой противоцинготного средства (это отсылка) и боцманом. Хороший он человек или нет - капитан все равно будет его любить, ввиду полного отсутствия альтернативы.
Итак, разрешив при помощи построения причинно-следственных связей этот сложнейший вопрос современности (и заодно набрав два из трех обязательных абзацев подводки), мы переходим к теме сегодняшнего поста - советской киноафише.

Что тут можно сказать? Некоторые из представленных ниже картин мы уже имели удовольствие посмотреть в нашем блогирском киноклубе (я очень рекомендую тем, кто еще не сделал этого - немедленно взять и сделать), другие - еще нет. Значительная часть афиш создавалась с явным тяготением к стилю ар-деко, что не должно вызывать ни удивления, ни огорчения - такие были времена.

Что же, братцы, прошу всех под кат.





Collapse )
грусть

Жизнь с врагом

- фотографии Донны Феррато, 1982 - 1992 гг. Это, если что, не годы жизни почтенной работницы объектива и вспышки, а период в жизни, который она посвятила печальной стороне нашего бытия.


Домашнее насилие, как мне кажется, одно из самых омерзительных явлений человеческой природы - не будет банальностью заметить, что одних оно калечит нравственно, а других еще и физически. Во всем этом есть, что-то извращенное, садистское - годами измываться над своими близкими, без сомнения находя в этом в этом для себя приятные стороны. Однако, я полагаю, что принципиальных споров у нас по этому поводу не будет - в этом смысле, домашние тираны в обществе очень скромны и о своих подвигах предпочитают не распространяться публично.

Меня тревожит другое: современная борьба с этим явлением очень уж напоминает старый советский анекдот о миролюбивой внешней политике СССР. Сражаются с институтом семьи вообще, как будто среди живущих в гражданском браке такие случаи большая редкость! Конечно, нет и линия фронта проходит совсем не там - а в душах человеческих. И победить на этой войне будет очень трудно, а полностью - наверное и невозможно. Все равно будут оставаться патологические негодяи или "природные жертвы", такие тоже бывают, чего скрывать.

Так что же делать - ничего? Разумеется нет, но надо поменьше лезть административными щипцами в несчастное семейное право, иначе начинаются уродства, вроде недавнего канадского дела, о котором вы, вероятно, уже слышали. Пока еще оно проходит по части комедии, но мало ли какие вещи начинались с глупой шутки?

А быть домашним тираном - тут первую скрипку неуверенно играет "сильный" пол - позорно. Это признак слабака, неудачника.




Collapse )
Fallout1

Зарисовки 2.0

- продолжаем экскурс в историю XVII века, сегодня у нас османы и украинцы, поляки и венгры, император и солнце. Солнце, впрочем, не настоящее, а французское. Итак, прошу, а прошлая часть лежит тут.





Противостояние Габсбургов с династией Османов приняло открытый характер еще с начала XVI века, когда войско султана Сулеймана безуспешно попыталось захватить столицу австрийского эрцгерцогства. В течении более чем ста пятидесяти лет, прошедших со времен знаменитой осады 1529 года, отношения между Веной и Константинополем неизменно продолжали оставаться враждебными, периодически разражаясь вспышками боевых действий. При этом "идеологические установки" ислама, требовавшие от "правоверных" вновь и вновь атаковать государства христиан, несомненно оказывали свое воздействие на внешнюю политику османского государства, но в целом, начиная со второй половины XVI века активность турок на австрийской граница была не слишком велика.

У относительного спокойствия на балканских рубежах, отделяющих христианскую империю Габсбургов от мусульманской державы Османов, было несколько причин. После Сулеймана константинопольские султаны редко представляли из себя что-либо выдающееся, являясь скорее символами власти, нежели действительными правителями. В тоже время, достаточно быстро распространившаяся от сербских провинций на Балканах до аравийских песков и западных земель Магриба мусульманская империя страдала от всегдашних проблем "скороспелых" государственных образований: слабой коммуникации, местничества и неспособности константинопольской администрации установить хотя бы видимость порядка на большей части османских владений. Даже в турецких провинциях Малой Азии власть султана в значительной мере носила номинальный характер, а на еще более удаленных от Константинополя землях правили лишь те, что могли вооруженной силой подтвердить свои притязания. В конечном итоге, формализация сложившейся практики привела к тому, что османский двор как правило вручал победителю титул местного губернатора даже несмотря на то, что подчас путь к назначению последнего в буквальном смысле проходил через труп его предшественника.

Только лишь в некоторых случаях Константинополь упорно стремился настоять на своем - речь шла о контроле над священными для мусульман городами Аравийского полуострова и европейских провинциях в непосредственной близости от столицы. Однако в целом можно сказать, что после бурного всплеска завоевательной активности в годы правления султанов Селима и Сулеймана, османский двор в течении многих десятков лет был куда более занят внутренними делами, нежели проблемами внешней политики.


Collapse )
ирония

Политический скандал

- с публицистическим оттенком. Российская империя, 1902 год.


Своей фамилии взамен
Ты кличку взял old gentleman;
Верней бы искренно и прямо
Назваться русской кличкой хама.


В.П. Буренин - Амфитеатрову






Вопреки своей внешности благообразного агнца и репутации монарха, открывшего России путь к парламентаризму, император Николай в 1894 - 1905 гг. не демонстрировал ничего такого, что могло бы предупредить о возможности бурных событий последующих лет. Иначе говоря, он правил как самодержавный правитель, нисколько о том не печалясь: его министры внутренних дел давили и прессу, и политические, и социальные протесты, а студенческие волнения накануне русско-японской войны привели к оригинальному полицейскому запрету собираться в общественных местах более чем по три человека. Современная история одной картофельной республики и другой газовой тоже знает подобные явления, но в начале XX века это было достаточно свежим решением.

При этом сам Николай оставался несколько закрытой для общества фигурой - харизмой он, как известно, обладал достаточно посредственной, а потому ни удачных выступлений, ни даже афоризмов миру не оставил, если, конечно, не посчитать за таковые знаменитый ответ тверскому дворянству о "бессмысленных мечтаниях" (весьма корявая фраза, надо заметить) и знаменитый дневник, вполне достойный гвардейского офицера не самого большого ума.

"Молчание" царя только в первые годы принималось обществом за своеобразную мудрость: прошло совсем немного времени и в большинстве своем в России пришли к выводу, что Николаю просто нечего сказать - это в общем-то соответствовало и действительности, и политической программе самодержца, пообещавшего оставить монархию в первозданном папенькой виде, наказать "старуху Англию" и сохранить мир. Как мы уже знаем, царь провалился по всем пунктам сразу, не сумев даже выполнить программу-минимум в отношении собственной жизни, но это уже отдельная история, а сейчас мы отправимся в славный 1902 год.

Collapse )
господин Свин

Dudes

- dudes of the world, что в кривом переводе превращается в советское "друзья мира" (смешки в зале), 1888 год. Конечно, это не так, но на аватары разобрать можно.


В старые времена, когда курильщики еще не были объявлены врагами человечества, а снимать маски можно было хотя бы дома, сигаретные компании проводили рекламные кампании, а также разного рода бонусы, вроде представленных ниже юмористических карточек. На них изображены приятели-курильщики со всего мира, но, разумеется, большей частью из Европы и Британских островов, что для американской компании из Ричмонда в Вирджинии вполне простительно. Рисунки милые, иногда шаржированные, но не злые - это конец восьмидесятых и до озлобления, охватившего мир накануне Мировой войны, еще далеко.
Более того, даже русского человека нарисовали вполне прилично, без лаптей и медведей, но в цилиндре и с роскошными усами как у Гинденбурга, а это в некотором смысле эталон красоты, вы знаете.

Есть и украинец, найти которого я предлагаю наиболее наблюдательным читателям.

Что же до курения вообще, то лично я от этой темы далек, но антитабачную истерию не поддерживаю, особенно на фоне разговоров о легализации и т.п. безобразий. Если кого-то это успокаивает, бережет нервы - да и Бог с ним, пусть курит. Может ему кирпич на голову вовремя упадет и до рака не дойдет - почем знать? И фотографии эти гадкие с пачек убрать надо, тоже мне способ борьбы с курением. Лучше бы вот эти рисунки помещали, в самом деле.

Ну а вы, братцы, воодушевившись моей благосклонной, явно либерального направления речью, дружно выдвигайтесь под кат, но без давки, без крика, а стройно и организованно - как немцы в аэропортах, знаете. Вот если галдеж чудовищный, непропорциональный количеству людей - это итальянцы, если золота блеск и сиренево все - румыны, а если геометрически идеально, без суеты - значит немцы.

Так вижу.





Collapse )
Скептицизм

Британская империя

- победоносная, округлившаяся и большая. Славный 1921 год.


Если сравнить линии этой карты с аналогичными из мирного еще 1914 года, то не трудно заметить изменения, произошедшие за время войны... Однако, позвольте начать издалека.

События нашей жизни обычно представляются нам - и это очень естественно - в несколько искаженном, увеличенном виде. "Я сказал ему", "дальше оставаться среди них мне было нельзя" и даже "жребий брошен". Между тем, за этими словами вовсе не обязательно должно скрываться нечто нравственно высокое или общественно значимое. И "я сказал", и "оставаться было нельзя", и даже "жребий" вполне могут относиться к безобразной сценке в гадкого вида пивнушке, где подвыпившие представители т.н. интеллигентных профессий с легкостью разрешают вопросы современной политики (вместо того, чтобы делать это в блогах, как все приличные люди).

Бывает, конечно, и наоборот - и много как еще. Шутливая перепалка перестает в бурную ссору, а пьяные угрозы - в убийство. И обращаясь к высшей организационной форме последнего - Мировой войне, мне бы хотелось обратить внимание на известную несущественность мотивов воюющих держав. "Несущественность", ставшую вполне очевидной уже после войны - точно так же, как проспавшийся на нарах выпивоха искренне не может понять, что заставило его вчера схватиться за нож.

Обычно в этом месте слово берет историк/прокурор, убедительно доказывающий, что пьяная поножовщина не была случайностью, а лишь следствием общественно/антиобщественного развития предшествующих лет. Это, в известной степени, верно, но сейчас не об этом.

Вы видите, что Великобритания добилась большинства поставленных предвоенных целей. Африка разделена - и как разделена - линией британских владений, Османская империя уничтожена, на Ближнем Востоке англо-французские "мандаты", Аравийский полуостров под контролем Лондона, а германский флот на дне. И за все это даже не пришлось заплатить российским Константинополем и панславянской Восточной Европой с Балканами. Персия, Афганистан... Даже Франции не "перепало" слишком много, а о "союзниках" вроде Италии и говорить смешно - им достаточно было просто указать на дверь. Только вот Америка... но тамошний изоляционизм возьмет свое, не так ли?

Конечно, региональные проблемы есть - Советская Россия, быть может Япония, греки, которые никак не могут закончить в Малой Азии, но это именно что местные проблемы. Что они для державы, которая только что сокрушила бисмарковский Второй рейх и сплясала джигу на руинах еще нескольких империй?

Место для злорадного смеха.

Пройдет совсем немного лет и станет очевидным, что политическая логика начала девятнадцатого века, помноженная на возможности века XX, сыграла с британской элитой самую дурную шутку - даже английской прессе не удалось бы объяснить государственную мудрость, сперва доведшую страну до истерии вокруг "двойного стандарта" военно-морского господства, а затем отказавшегося от него в Вашингтоне. И в самом деле, стоило ли городить такой огород ради дредноутов и железной дороги через Африку (а прежде того - экономического соперничества и нежелания иметь в Европе ещё одну великую державу)? Разочарование охватило всех - от лордов до простых избирателей, породив и волну антивоенной литературы, и политических саморазоблачений, и совершенно импотентной дипломатии а-ля "10 без войны".

...

Конечно, Великобритания не была единственной дурой в этом благородном собрании держав-участниц ПМВ, но в ретроспективе ее глупость просто поражает.


ирония

Итак, продолжаем

- две недели пролетели незаметно и вот я снова с нами, загорелый и облезлый, как старый дворовой кот, зажившийся дольше пределов, отведенных ему природой и нерадивостью отцов города, положивших малые средства на исправление городского водопровода. Продолжаем вести блог.


Признаюсь, начать новую неделю хотелось с чего-нибудь эдакого, с коленцами и цитатами. Бисмарка трогать не будем, обратимся к Гаю Юлию с курицей. Когда, - писал великий завоеватель галлов, - русичи начинают плести лапоть, то разрубить этот узел не сможет и сотня Александров. Армяне же, - добавил диктатор Римской республики, - могут только срать между абрикосовыми деревьями, а войну проиграли - уважение потеряли. Roma locuta, causa finita.

Так я думал начать, но потом передумал. Зачем мне эта рознь между народами, тем более в наше толерантно-варварское время всеобщей несвободы слова? Нет, не надо нам этого, мы скромно погуляем, но на свои. Будем смотреть на советскую архитектурную мысль двадцатых годов. И - всё.

Мысль (советская и архитектурная) сегодня представлена книжкой ВХУТЕМАСа, состоящей из работ архитектурного факультета его же. История же самого ВХУТЕМАСа (тут могут подумать что это армянин, но - нет) поучительна и ужасна. После Февральской революции и Октябрьского переворота все творцы, кто не помер от сыпняка или голода, начали искать новых форм и нашли их в вышеупомянутой (дважды) аббревиатуре, которая в расшифровке теряла значительную часть своего шарма - это всего лишь "высшие художественно-технические мастерские".

Советская власть очень любила превращать слова в абракадабру, что еще раз подчеркивало ее глубинную связь с антихристианскими и сатанинскими обществами древности. На словах она, конечно же, не останавливалась и превращала людей в животных, животных в мясомолочную продукцию, а упадочный царский ампир в прогрессивный советский авангардизм. Об этом и сборник, предлагающий читателю различного рода квадратно-конусные здания будущего.

К сожалению, основатель советского государства не сумел рассчитать примерной продолжительности собственной жизни, тем более в полном здравии, а потому превратился в ценную для каждого коммуниста, но политически неспособную мумию, в состоянии которой он и пребывает по сей день. Началась борьба за ленинское наследство, победу в которой одержал один грузинский семинарист, оказавшийся ретроградом. Авангардизм он не понимал, а потому уничтожил.

Судьба ВХУТЕМАСа была ужасной - как и полагается во внутренних магических "разборках", торжествующий Иосиф Виссарионович не подарил врагу легкой смерти, а принялся его мучить. Сперва мастерские разрубили и переименовали во ВХУТЕИН, МАРХИ и ЛВХТИ, а позже самым упорным генсек сделал ИНПИИ и ИЖСА. Кто уцелел - до конца жизни работал в жанре соцреализма, рисовал купальщиц с ядреными ляжками или возводил здания исключительно в стиле ампира, но уже, конечно, не упаднического царского, а прогрессивного советского. Остальные были брошены в производственную шахту.

А теперь, товарищи, не толкаясь, организованно, гуськом, руки за спиной, пройдем под кат - посмотрим на работы.





Collapse )
крылья

Мотоледи

- американские байкерши сороковых годов известно какого века. Пятничными бабами их не называю, опасаясь насилия в области лица и свободной личности.


Времена бывают разные. Бывают и такие времена, что времени совсем нет - вот как сейчас. Между тем, подводку писать надо - и не под водку, а просто так. А времени, повторяю - совсем нет. Такие вот времена. Но написать хоть чего-нибудь да надо - и надо не когда-нибудь там, потом, а здесь и сейчас. И все для этого есть - электричество есть, пальцы имеются (и даже на ногах), ноутбук... да чего там, даже тема имеется - бери и пиши!

Все есть - времени нет, совсем. Было бы у меня время - уж я бы написал, вы не сомневайтесь! Про мотоциклы бы написал, про США сороковых годов, про женщин тамошних - замечательно бы получилось. Но времени - говорил ли? - времени совсем нет. А подводка нужна. Без подводки - какой же блог? И зачем тогда блогир, ведь картинки выкладывать может и специально обученная обезьяна, и индус, и даже негр. Нет, подводка нужна - это как шляпа на Чипе, с ней он частный детектив, а без нее - простой бурундук без определенного рода занятий. Живет с крысами и комарами.

Так и тут. А, вот у нас абзацы и закончились, стало быть готова подводка-то! Что же, поздравляю вас с пятницей и прошу всех под кат. Жаль, так и не успели поговорить о байкершах, США и сороковых годах. Ну, ничего - до новых встреч, друзья!




Collapse )
fa

Сегодня четверг

- и этот очевидный факт должен сплачивать нас всех.


А по четвергам у нас в блоге что? Либо военно-фашистская песня, либо кинохроника - таковы традиции, которые я сам и установил. Вообще, иной наблюдатель мог бы счесть забавной и поучительной ту организованность, с которой ваш покорный слуга ведет этот сугубо личный блог, соотнеся ее с характером самого блогира, но где сегодня взять такого тонкого, все подмечающего наблюдателя? Его почти не осталось, а скоро и совсем не будет. Человечество стремительно утрачивает способности к эмпатии - не в последнюю очередь благодаря вошедшей двадцать лет назад в моду манере вываливать о себе всё, "оставаясь при этом самим собой".

У меня на этот счет совершенно иное мнение, заключающееся в том, что нет ничего проще быть самим собой - это легко провернет любая свинья, которая и в самом деле отличается завидным спокойствием духа. Скажите тоже, какой идеал - потворствовать собственной лени, глупости, грубости и т.п., повторяя на современный лад старую присказку "моему ндраву не препятствуй". Нет, быть человеком - это постоянная работа над собой, тот процесс, что - не без удовольствия привожу именно этот пример - превратил "молодую дрянцу" кронпринца Фрица в короля Фридриха Великого. Вот это - достойно уважения и подражания, а мантры американских психологов - дорога в ад.

В результате мы имеем молодежь (произносить с ненавистью и презрением), среди которой "круто" страдать психическими расстройствами и вполне нормально без конца вываливать на окружающих тараканов из собственной головы. Что такое социальные сети сегодня? Бесконечное нытье молокососов, дошедшее теперь и до политики - спасибо Грете Тунцберг!.. Какое уж там сопереживание в таких условиях - спастись бы от очередного монолога, не более того. Такова печальная картина современного общества... так, а о чем это я? Ах да, наши четверги.

Немного увлекся, совсем чуть-чуть - так порицал чужие щепки, что... впрочем, не будем об этом. Итак, по очевидным техническим причинам, ни бодрой фашистской песни, ни кинохроники сегодня не будет - в конце концов, ваш блогир сейчас на давно заслуженном отдыхе, - но и совсем без кино я вас не оставлю, а потому с огромным удовольствием выкладываю эту подборку работ Альберта Каллиса: американского художника и иллюстратора, подарившего нам сегодня увлекательное путешествие в мир пятидесятых годов XX века, когда радиация делала из жуков ГИГАНТСКИХ МОНСТРОВ, инопланетяне выжигали ОГРОМНЫМ ЛАЗЕРОМ целые города, а грудастые женщины ВИЗЖАЛИ ОТ УЖАСА в клешнях КРАБОЧЕЛОВЕКА.
Замечательное было время - и эти постеры к фильмам просто чудесные.

А за ворчание - извините, но я терпеть не мог молодежь еще когда был ей, а уж теперь - и подавно.





Collapse )