Vault (watermelon83) wrote,
Vault
watermelon83

"Закройщик из Торжка"

- "Межрабпом - Русь" представляет: советская нэпманская комедия 1925 г.

Для тех наших юных зрителей, кто родился после революции 1905 г., поясним что такое НЭП. НЭП, товарищи, это первый и последний промежуток в советской истории, когда граждане Союза могли отовариться и вообще покушать без особых проблем. Многие чудеса потом совершала партия большевиков-коммунистов, под руководством легендарных вождей Чингачгука и других - брала разные крепости, побеждала смерть и особенно жизнь, но накормить своих беспартийных избирателей так и не смогла, не сумела. Отдельные партийцы еще худо-бедно перебивались в распределителях, но вот остальные...
Таким образом, НЭП - это пик бессилий советской власти, впервые с 1917 г. не мешавшей своим заложникам гражданам самостоятельно решать некоторые экономические нуждишки.

Именно в этот краткий период экономической либерализации на советском экране появилась комедия режиссера-возвращенца Протазанова, к просмотру которой мы и приступаем.
А то что качество картинки такое - так скоты-с, без роду, без племени. Ничего не хранят, живут как свиньи, в собственном дерьме. Иваны, не помнящие родства.


Советская власть утвердилась в Торжке еще в ноябре 1917 г. и это очевидным образом сказалось на пейзаже (и пейзанах). Впрочем, отличить его от бичуемой советской сатирой царской России можно только по удивительно тупым лицам пионерии. Вот она, пионерия, идет куда-то на первых же кадрах. Куда идешь ты, юность босоногая? Без ума шагая по грязной земле... не так ли и ты, Союз, плетешься вслед за партийной линей... ну да ладно, давайте смотреть дальше.


Здесь паразитирует объективный враг кооперации и советской власти, мелкий феодал и собственник Семижилов И.И. Говорят, что в николаевской России (того что Крымская война) был такой купец Семипупов, подавший на высочайшее имя прошение о перемене ему, Семипупову, фамилии. На что-то более героическое, может даже античное. Захотел, наверное, стать Геркулесом или Поликратом. А государь-император Николай Александрович милостиво нарекли купцу Семипупову впредь зваться купцом Пятипуповым. Зачем я это вам рассказал? А просто так.


Семижилов торгует рыбой второй свежести и тиранит свою родственницу, простую деревенскую девчонку Катю.


На все это с неодобрением взирает кошка, а может быть и кот. Скорее кошка, конечно.






А это мастерская на паях. С одной стороны (капитал и помещение) - солдатская вдова Меланья Ивановна Ширинкина, с другой (руки и молодость) мастер портных дел Петр Петелькин, которого играет молодой товарищ Огурцов из "Карнавальной ночи", замечательный актер Игорь Ильинский.


Петя.


Меланья Ивановна.


Товарищ Хрущев. Шучу, конечно, это меня антипартийная группа подначила так сказать. Это свинья, которая забралась - вот-вот заберется во двор к Меланье Ивановне. Ее - Меланью Ивановну, конечно - играет Лидия Дейкун-Благонравова, ей тут 36 лет.


Владелица свиньи, подруга Меланьи Ивановны. Ева Милютина. Тут не очень видно, но, цитирую, актриса комедийного дарования, обладающая добрым, мягким, жизнеутверждающим юмором, Милютина в то же время сатирически остро показывала духовное убожество преуспевающих мещан.


Пете смешно - подученные владелицей хрюшки детишки бегают по двору, пытаясь поймать хавронью.




Меланье Ивановне все это свинство очень не нравится.


Она гонится за детьми, охаживая их тряпкой.


Дети мстят как умеют. Конечно, в реальной жизни слово было бы намного короче, но и "ведьма" тоже достаточно обидно, согласитесь.






В короткой сценке нам раскрывают особенности трудовой жизни в мастерской.




Полученная за работу сумма немедленно изымается Меланьей Ивановной, которая недвусмысленно указывает Петелькину, что компаньон он только формально, а на деле - хлюст, которому и жить-то негде.


Между тем.


Замкомпоморде УПРОФБЮРО т. Рыло (это я так придумал, вполне возможно, что в жизни он был т. Мурдин) читает последние указания: обратить особое внимание на эксплуатацию родственников в виде прислуги. Профсоюзный работник набирается бдительности и начинает ходить по улицам, высматривая нарушение родственно-трудовых отношений. Буквально, в прямом смысле.




А нам показывают пример эксплуатации. Уже упомянутая выше Катя, Катюшка и Катька-стерва-куды-прешь, несет самовар в дом, абсолютно не обращая внимание на грязные лапы самой себя. Это вызывает негодование мелкого лавочника и домашнего тирана Семижилова.






После этой сценки к спекулянту приходит такой же собрат-негодяй, потолковать о кооперации, зажимающей их.


Нам с гордостью показывают кооперацию. Вот она, видите? Вот одолеем частника и магазины наполнятся вкусной и полезной пищей.


Катюшка, продолжая тупить, задевает подолом краник самовара. Вода выливается, самовар возгорается.




Начинаются побои, не вовремя прерванные бдительным профсоюзником.


Здравствуйте, гражданин начальник!


Профсоюзник научает Катю жаловаться и уходит, пригрозив Семижилову прогрессивной шкалой.


Петя Петелькин идет по своим делам, не забывая посмотреть на стирающих белье в реке баб.


Среди них и наша Катюша.




Она строит Петелькину глазки, позабыв о белье.


Между молодыми возникает симпатия.


Возникает.


Петя плотоядно смотрит на крепкие крестьянские ступни Кати.


Белье, белье - спохватывается он.


Ая-я-я-я-я-юшки! И как же это произошло?!


Торжковский джентльмен устремляется в погоню семижиловским добром. И, конечно же, оператор показывает нам тощий зад Пети, на несколько секунд застрявший в заборе.


Итак, тряпки спасены и возвращены.




А сюжет продолжает развиваться.


Меланья Ивановна испытывает муки сексуального голода.


Она смотрит на петушка и курочку.


Голубя и голубку.


Утку и цыплят, в конце концов.


Эээх! наливается отнюдь не классовым сознанием вдова.






Эту сцену замечают подруги Меланьи Ивановны. Та что пониже и побольше - это уже виденная нами подруга со свиньей, а высокая и худая - эээ... новый персонаж. Ее играет Серафима Бирман, известная театральная актриса.


Кажется, что подруги высмеивают Меланью Ивановну, но на самом деле это не так. Они пришли ей помочь.




Резонный вопрос.


Меланья Ивановна смущается, но в общем согласна. Худая подруга явно думает в этот момент о чем-то своем.




Возникает идея.


Всхрапнув - как молодая лошадка - Меланья Ивановна убегает в дом. Так как фильм немой, то про всхрап я наврал, точнее предположил. Всхрап, скажем так, напрашивался, просился в эту сцену.


Не знающий еще о своей участи Петр.




Вдова зазывает своего компаньона - погадать на картах.


Тот без энтузиазма, но и без опасений, соглашается.


Ждет тебя богатство...


... успех!


... любовь!


Любовь?


И брак!


И только в этот момент Петя начинает что-то подозревать. Вдова использует неизрасходованные со времен Брусиловского прорыва запасы страсти, разом обрушив их на молодого портного.


За этим их застают подруги, как бы освящая своим появлением происходящее. Теперь, в их понимании, Петельник обязан жениться, как честный человек.


Вдова смущается, но больше для вида. Петелькин же вовсе раздавлен. Его можно понять - сидел себе, ни о чем не подозревал, ел варенье ложечкой - и на тебе, здравствуйте.


Подруги не теряют времени зря.






Реакция Пети.


Помолвку  скрепляют поцелуем.


В последний момент Петелькину удается сбежать с этого брачного шабаша, укрывшись под столом.


Понимая, что ОГПУ бдит, режиссер подпускает в фильму немного нового мира. У нас воскресник - были и такие, да - люди возводят то ли сад, то ли отхожее место, не помню. Параллельно этому идет важная культпросветская работа.


Вот она.


Нам зачем-то показывают двух козлов. Козлят. Больше они никак в сюжете фигурировать не будут, поэтому их морд можете не запоминать. Мне думается, что это была фига в кармане для советской власти со стороны режиссера.


Что именно рисует художник нам пока не показывают, зато в конце сценки он выдает абсолютно гениальную фразу.


Вот она. Тут, как говорится, и дошучивать не надо. Это, товарищи, ветра враждебные советской власти, так сказать - шептуны.


А Петя идет порыбачить. На выходе он подвергается домогательствам, что современная голливудская звезда. Прямо как ассистент Кевина Спейси какой-нибудь, в самом деле!


*шепотом* Это обман!


Вот, я же говорил.


А активисты-коммунисты все-таки пустили свою воздушную агитацию, пожалуйста. Это аллегория - змей-искуситель, совративший святой русский народ.


Все смотрят. А на что еще в Торжке смотреть?






Батюшка надевает очки и мы наконец видим, что именно хотел пустить художник.


Вот это. Вооот, а сейчас можно и присесть за такое, вместе со змеем. И очень легко. Видите, какое в Торжке непредсказуемое прошлое.


Молодежь с нами, молодежь одобряет.


И Катя тоже. Она, раззинув пасть, смотрит на змея-искусителя (да! да!), а между тем, к ее корзине уже подобрался бык. Это тоже аллегория, на похищение Европы.


Происходит страшное - Катя вопит.


На помощь ей приходит Петелькин, не дошедший еще до рыбы.


Катя. Ох... На самом деле, Вера Марецкая, для которой эта роль стала дебютом в кино, была очень хорошей актрисей, с даром перевоплощения. Так я прочитал, по крайней мере. Сыграть дуру - а не просто быть ей - надо уметь, товарищи!




В общем, Петя побеждает корову, притворяющуюся быком (в кино всегда так) и в очередной раз выручает Катю.




А Меланья Ивановна мастерит свадебное платье, предаваясь приятным  мыслям. Это не я додумал, так хочет режиссер, доносящий до зрителя происходящее через буквы.


Петелькин ловит рыбу неопределенного вида и возвращается домой.


Опять начинаются неловкие брачные игры.




До молодого повесы доходит наконец-то, что все серьезно и отвертеться легко не удасться.




Распаленная манекеном вдова пытается поцеловать Петелькина, но в последний момент получает рыбой по морде.




Жизнь продолжается: Петя гладит, Катя случайно прохаживается мимо его окон.




Флирт набирает новую высоту.








Вот, сейчас!..


Нет! Ты, говорит Меланья Ивановна, материю утюгом прожег, дурак, а ты вали отсюда, не пытайся жениха увести!
Так он жених! - и Катя убегает в слезах, а может быть и в соплях. В семечках так точно, она их постояно лузгает.


На следующее утро сквалыжник Семижилов оставляет Кате ключ от лавки, наказав сидеть до вечера, сторожить добро.


И вновь, совершенно случайно проходивший мимо профсоюзник вступается за эксплуатируемую Катю - не имеет, говорит он, права тебя держать, выходной сегодня.


Так что девушка легко увлекается подругами, в том смысле, чтобы отправиться в парк или что там у них в Торжке.


А у них в Торжке атракционы на свежем воздухе. Да-с, пока не начались еще сталинские пятилетки и этого самого свежего воздуха в Союзе - хоть жопой, как говорили, ешь. Потом, конечно, будет не везде, не везде и это скажется, да. Но пока - все в порядке, вот и Петелькин уже примирился, казалось бы, с судьбой, и весело лихачит на деревянном коне со своей невестой.


Катя смотрит на него с презрением. У меня есть знакомая с точно таким же взглядом. Еще он - взгляд - мне напоминает выражение лица бывшей солистски бывшей английской поп-группы бывших "Спайс-герлс", той которая Виктория, которая за футболиста и т.д.


Меланья Ивановна кормит Петю, покупая ему какую-то торжковскую шаверму. Вот, кстати, как раньше обходились без этого мусульманского говна? И дворники с бляхами ходили, не узбеки. Все советская власть просрала, буквально все. Эх, чего уж там, теперь вот мамочки Краснодарского края рискуют здоровьем, употребляя в себя огурцы из Турции. Не для того Советский Союз кемалистов поддержал, не для того!


Маша смотрит на Петелькиных-Ширинкиных как солдат на вошь. Знаете, кстати, как советская власть победила педикулез? Голодом, голодом - вши убежали на Запад, в поисках пищи. Так, по крайней мере, шутили в оные года советские вольнодумцы.


Петр замечает Катю, ловко провоцирует Меланью Ивановну на скандаль (посредством привязывания ее шали на гвоздь, последующего разрыва и т.д.), а сам устремляется в погоню.


Происходит бурное, но короткое объяснение, в ходе которого Петя признается, что женится, но а) насильно и б) делать этого не будет, потому что в) любит Катю. Катя, как уже говорилось, девушка деревенская, бесхитростная, а потому роман возобновляется вновь.






Дело доходит и до поцелуя.


Время! Надо бежать к лавке Семижилова.


Происходит безобразная сцена, в которой Семижилов-страшный получает отпор, отлуп, отповедь!


Вотъ такъ.


Петелькин меж тем набирается смелости и идет разрывать помовлку.


Он буквально опрокидывает в сундук соседок-подружек и высказывается в том смысле, что молод, горяч и не подходит престарелой вдове.


Начинается плач вавилонских блудниц а-ля рюсс.


Петелькина пугают свояком-курьером в суде, свидетельницами (две штуки) и международной обстановкой.


Он сдается. На следующее утро, когда должна состояться свадьба, Петя получает от невесты небольшую сумму, для приобретения подарка ей же.


Подруги пробуют наливки и настойки, накрывая праздничный стол.


Вот, степенно говорит, Семижилов, Меланья Ивановна - женщина правильная, она и мужа себе нашла, свадьба у них.


Катя сугубо страдает вместе с какой-то сукой.


Гости потихоньку собираются.




Петелькин пытается провернуть ту же штуку, что и в парке, но получает... а, нет - ничего не получает, да.




Где же жених?




А жених, ничего не купив, приходит зачем-то на жд-вокзал. Там он знакомится с молодой девушкой, отставшей от поезда без денег.


Вот она, актриса Ольга Жизневская, жена Роома, кстати.








Незнакомка пытается всучить облигацию какому-то торж... как их там, туземцев? Торжок... торжекчанину? торжкчанину? торжковцу? Ладно, не суть - тот отказывается, но мы уже догадываемся, да?


Петя, как человек куртуазный, не может просидеть мимо беззащитной девицы, а потому приходит ей на помощь со всем изяществом, присущим Торжку.




Он мысленно высчитывает необходимую сумму и великодушно предлагает ее. В советские облигации же Петя, как и все нормальные люди, совершенно не верит.




Еще одна непонятная сценка, как с теми козлами. Незнакомка пудрит лицо - или что она там делает? - Петя смотрит на нее с немалым удивлением. Т.е., в принципе понятно, что имеется ввиду, но зачем это по сюжету? Что хочет сказать нам этим режиссер? О патриархальных нравах Торжка? Или это намек на то, что незнакомка - человек не наш? Поди разберись теперь.


Сальный взгляд на прощание.


Идя домой, совершенно забывший о собственной свадьбе Петя - что? вы думаете - решил проверить свой билет и выиграл? нет, все только начинается. В общем, он решил его сохранить, дождаться тиража.


Гости ели-пили.


Жених оказался немного лишним на этом празднике мещанства.


Чуть-чуть.


Попытка выдать купленные облигации за подарок успехом не увенчалась - свадьба сорвана.


Утром Петелькин, прихватив часть своего имущества, пытается сбежать в неизвестном направлении. Облигацию и удочки он оставляет безутешной вдове.


Но чуткий сон Меланьи... оукей, я скажу это - Трамп! Меланьи Ивановны Трамп! Фух, отпустило. Так вот, чуткий сон приводит к погоне и тому, что Петя прячется в товарном вагоне, который тут же пломбируется и - да! да! отправляется в Ленинград. В Ленинград, стало быть, в пломбированном вагоне.


Меланья Ивановна хочет порвать облигации, но побеждают жадность и надежда реализовать их хоть за какую-нибудь цену.


Проходит какое-то время и наш герой вываливается из вагона.


Что написано на постаменте? Пугало? Так-то это памятник предпоследнему царю.


- Гражданин! В каком мы городе?
- Я в Ленинграде, а вы - не знаю.


Петя приходит на главпочтамт, а может быть и не на главпочтамт, но, в общем и целом, хочет отправить письмо разлюбезной Катерине Ивановне.




У него вспыхивает конфликт со стильно одетым молотым человеком. В итоге Петя получает перчаткой по роже, но письмо успевает написать.


Он снова сталкивается со своим недругом, уже во время отправления письма. Денди забывает платок и Петя спешит его догнать.


Вы забыли, радостно сказал он, после чего высморкался в платок и аккуратно вернул его.




В это время Меланья Ивановна таки всучивает облигацию сквалыге Семижилову.


Петелькина штрафуют за мусор, но зато он замечает свою незнакомку.


Я вас не помню и не знаю, вы мне противны, говорит она. Ну, про противны я приврал, но остальное - как есть, как есть. Я, говорит жестокосердная, если вас и знала, то вы сильно изменились.


После этого Петелькин видит себя в кривом зеркале и ужасается.


А Катя получает письмо.


- Так это ты, грозно говорит Семижилов-страшный, шлындра, отбила жениха у Меланьи Ивановны? Но эмансипе опять дает обломку старого режима укорот - не раба я вам! Кто куда, дескать, а я в профсоюз! Шлындра - интересное слово.


Мы снова в Ленинграде - незнакомка пытается получить письмецо от ухажера, на предъявителя билета нумер такой-то, но не может, потому что... без билета не дают, облигация нужна.


Камера опять перелетает в Торжок, где разбирают конфликт между Семижиловами. Конечно же, Катя выигрывает дело, а потому бросает своего кровопийцу-родственника и переезжает в просторное общежитие, начав работать на заводе.






Оказывается, что незнакомка писала незнакомцу - она просит прийти его на последний розыгрыш облигаций, где они познакомятся и т.д. и т.п.


Хитрый Семижилов отдает Кате облигацию в качестве оплаты за труды.


Петя пытается заработать на билет, занявшись розничной торговлей. Интересно, откуда у него начальный капитал?


Он опять замечает незнакомку, но она отшивает его еще грубее.


Начинается розыгрыш.


Незнакомка знакомится с незнакомцем, который денди, с платком в соплях Пети.


Появляется и сам Петя. Видите, слева от него - цыган из неуловимых мстителей. На задании наверное, какую-нибудь корону Российской империи ищет.


Петя присаживается к молодым влюбленным и скандал возобновляется. Общими усилиями, торжкевчанина наконец изгоняют.


Главный приз - 100 000 рублей - выигрывает билет нумер такой-то (это тот самый нумер, который - и т.д. и т.п.).




- Ах ты сссука!


- Стойте, стойте! Что же вы сразу не сказали, что это вы - я бы вас сразу узнала! Вы так возмужали!




Пети верит, денди ревнует.


Толя, говорит незнакомка, возьмите корзину и идите за нами. Но в дороге Толю забирает милиционер - разрешение-де на торговлю имеете? пройдемте, гражданин.


А незнакомка... ну нет у нее имени в фильме, нет! Незнакомка, стало быть, как есть. Она приводит ничего не подозревающего о своем выигрыше Петю к себе домой, надевает соблазнительное платье и начинает совращать Петелькина.


Сам провинциальный портной ведет себя крайне неловко и вскоре вызывает отвращение у всех присутствующих.






Незнакомка выдает подруге секрет.


После чего у Пети появляется на одну поклонницу больше.




Незнакомка контратакует.


Но новость распространяется.


Незнакомка увлекает Петю вглубь квартиры.


И начинает отчаянно флиртовать.


Да и Петя не прочь.


Из милиции приходит Толя, с цветами.


Он пытается отогнать внезапно свалившегося на голову соперника, не понимая мотивов возлюбленной.


Почти готова вспыхнуть драка, но ее гасят брудершафтом.






Петелькина вновь увлекают в альковы и начинают соблазнять.


Эта облигация - память о бывшем возлюбленном... я так нуждаюсь в ней, поймите!


Петя входит в положение.


Толя, который подслушал весь этот разговор и сделал правильные выводы, решительно уходит с вечеринки, собираясь первым же поездом выехать в Торжок.


Петя проваливается в глубокий сон. Ему снится блестящее будущее.


Вот оно. Он успешный ленинградский портной, вы понимаете.






Его будит служанка незнакомки, которая быстро посвящает Петелькина в хитрые планы своей хозяйки. А та уже спешит на вокзал, ничего не подозревая о коварстве Анатолия.


Начинается погоня.


На вокзале Петя отпихивает соперницу и благополучно уезжает домой.


Между тем...


... втирается в доверие Меланье Ивановне.


Привычным способом.






В комнату врывается Петелькин: где моя облигация, вопит он!




Но получает по морде - наконец-то - от Анатолия и вылетает вон.


Навстречу идет Катя, влюбленные воссоединяются. И - логично - идут оформить отношения.


У них нет рубля, чтобы оплатить процедуру и Катя протягивает билет. Делопроизводитель ЗАГСа - о, конечно - узнает выигрышный номер и - о, конечно, еще раз - говорит об этом влюбленным.


И, горят буквы на экране - МЕЧТЫ ИСПОЛНИЛИСЬ! Нам показывают Петю и Катю. Но что это? Где советская скромность? где фабрика? где работник профсоюза? Победа мещанства, как она есть. Конец.







Итак, -

- актеры есть и они играют
- бабель имеется
- сценарий откровенно слабоват


Tags: 20 век, Кинопанорама, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →