Итак, у нас прусская армия 1812-15 гг. Пожалуй самое значимое военное достижение Пруссии в 19 веке, даже на фоне побед 1864-71 гг., которые вообще лучшее и самое ценное в военной истории этого века, и так достаточно богатого на интересные войны. Конечно, кампании Мольтке перевернули страницу военного дела, тогда как походы Блюхера и Гнейзенау, Бюлова, Йорка, Грольмана, Шарнхорста и других выдающихся военных реформаторов следовали, несмотря на их самобытность и оригинальность, в рамках революции произведенной французской революцией 1789 г. Это был, если можно так выразиться (можно, вполне) доведенный до ума галльский почин: хорошо организованные массы, сочетавшие преимущества старой наемной армии и больших чисел, состоящих из призывников. Немцы не только извлекли опыт из революционных и наполеоновских походов, но и пошли значительно дальше, перекинув мостик прямо к серии побед, последующих пятьюдесятью годами позднее - ничего подобного бонапартова школа своим последователям не оставила, не считая избитых истин, известных задолго до появления великого
Что же до указанной войны, то этот пример и вовсе требует отдельного изучения, в качестве пособия на тему - как, бедной людьми и деньгами, стране, наполовину оккупированной победителем - победителем враждебным, зорко ищущим повода добить и всемерно ослабляющим побежденного - как ей перестроить свою армию и внутреннее устройство, чтобы в нужный момент на поле боя появилось новое войско, в шесть раз больше дозволенного? и не просто больше, а и несоизмеримо лучше, крепче, опаснее. И все в течении нескольких лет! Да, реформы, выходит, можно проводить по-разному... Мольтке говорил, что они (генералы его эпохи) вели армию только в дни побед, не зная неудач - а те (великие реформаторы) вели к триумфу армию разбитую, почти уничтоженную. А потому заслуживают большей славы. Молчальник был, как всегда, прав. Как и Ленин (в Украине его почему-то не любят), прямо говоривший: учиться, учиться и учиться у немцев надлежащим образом, сукины дети!
В общем, у нас первая часть этой подборки по Кнотелю.
з.ы. кроме того, нельзя не отметить высочайший уровень союзной кооперации, достигнутый российскими и прусскими войсками в ходе этих операций - что-то подобное будет достигнуто лишь в ПМВ, когда германские батальоны и дивизии буквально пронизают собой слабеющие армии Центрального блока. Для указанной же эпохи сотрудничество и вовсе было образцовым - и русские, и прусские войска дрались плечом к плечу, продемонстрировав прекрасные примеры мужества и взаимовыручки. Это, пожалуй, редкий исторический пример искреннего союзничества, особенного удивительного тем, что первые совместные операции Россия и Пруссия провели в провальной войне 1806-07 гг. Тогда прусская армия была, в общем и целом, разбита еще до прихода русских, но даже ее остатки сумели сыграть некоторую роль в операциях 1807 г. - вовремя появившийся на поле боя 10 т. корпус Лестока помог русским завершить сражение при Прейсиш-Эйлау почетной полу-победой. В 1812 г. корпус Йорка и вовсе изменил военно-стратегическое положение - без Пруссии кампания русских войск 1813 г. в Европе попросту бы не состоялась, а без русских пруссаки были бы очевидно задавлены империей Бонапарта. В общем, это был тот случай, когда основы союза были и рациональными, и эмоциональными, что и дало такой чудесный эффект и пример потомству.