Пришла беда - отворяй ворота. Серия поражений от почти европейцев вынудила царские армии перейти к стратегической обороне на всех фронтах. Летом 1580 г. Баторий выступил в новый поход и, нанеся несколько частных поражений, занял ряд крепостей, разоряя уже московские города. Правда сам великий круль заболел, что не помешало ему выбить у шляхты денег на немцев и пушки для решающего удара.
Московское царство все же не было ацтекским, а посему горсткой всадников и парой пушек завоевать его было нельзя. Московские армии могли сколько угодно побиваться в открытом поле, но города и крепости держались цепко. Иной раз московиты предпочитали кушать человечину, но не сдаваться - именно так и произошло во время осады шведами замка Падис, взятого шведами уже у полумертвых от голода защитников. Из жалости их тут же перебили - ведь они ели не только младенцев и трупы, но и, страшно сказать, котиков. Так или иначе - борьба предстояла нешуточная.
Великолепный

Псков и Орешек
Отправив своему варварскому противнику серию книжиц о нем же, Баторий открыл кампанию 1581 г. осадой Пскова, где его примерно 30-40 т. (цифирь летает и кружится, от скромных польских 20, до щедрых русских 50, немцы дают 30, я им верю) польско-литовско-немецко-венгерско-и-т.-д.
Пока полузамерзшие поляки мирились, нордические шведы решили показать как надо, начав в ноябре 1581 г. свое новое наступление. Бои проходили с переменным успехом, ибо Москва, освободившаяся вскоре от войны на два фронта, сумела бросить на свейских немцев все оставшиеся ресурсы. В итоге московиты все же отступили и уступили, но шведское продвижение окончательно замерло к осени 1582 г. под крепостью Орешек, где небольшой отряд, составленный из природных свеев, немцев, да власовцев московитов не сумел перебороть постоянно получающий подкрепления гарнизон. Война закончилась и тут.
Переговоры и мир
Согласно современной немецкой книжице, намного выгоднее заключать мир до войны, чем после нее. В самом деле, Москва воевала почти 25 лет, положила кучу своих, разорила сельское население Ливонии (чем несомненно отдалила процесс начала национально-освободительной борьбы народов Прибалтики от немецкой оккупации) и собственное. При этом царь Иван
Сами переговоры прошли просто/непросто: все долго ругались, а потом подписали, куда деваться. Ям-Запольский мир и Плюсское перемирие подвели временную черту под долгой и утомительной войной, а я там был, мед-пиво пил, от царя убежал, на том и спасибо.
Цар и великий кнэзе Иван
