Vault (watermelon83) wrote,
Vault
watermelon83

Categories:

Господа офицеры

- самокритические карикатуры времен "Галлиполийского сидения", 1920 - 1923 гг.



Вообразите себе иную карьеру: кадровый офицер 1914 года, ты приветствуешь начало войны, но не потому что испытываешь охотнорядские патриотические чувства против германца, а из желания "добыть свой Тулон". Шумные проводы, быстрые эшелоны и вот - это. В Восточной Пруссии вас побили и очень быстро - твои друзья из Галиции пишут, что австрияк отступает, но скоро и они начинают сообщать о трудных боях и нехватке всего. Краков, который, казалось бы, должен был "кракнуть" со дня на день, исчезает с газетных полос и из веселых куплетов, а напротив, появляются тревожные сообщения о натиске Гинденбурга на Варшаву. Начинается первая военная зима, переносить которую на заснеженных польских равнинах так трудно. Переписка с твоими становится все более редкой, несмотря на то, что полевая почта уже приспособилась к условиям военного времени - да и друзей остается все меньше, ведь в зимнем натиске в Карпатах, к вожделенным венгерским полям, царская армия потеряла сотни тысяч солдат.

Все ждут весны, весна обязательно принесет победу, но пока что приходят известия об очередном разгроме на германском фронте, в Мазурских болотах. Но вот, кажется, момент наступает - наконец-то капитулирует проклятый Перемышль, так долго выдерживавший нашу осаду. Сотня тысяч пленных - теперь-то Австрии точно конец? Но что это - непонятно откуда возникает "таранная фаланга" какого-то Макензена, которая в апреле сокрушает русский фронт и неодолимо движется вперед, на восток. Потери - убитыми и пленными - таковы, что представить их было нельзя даже и в самых пессимистических прогнозах. Галиция, наше единственное приобретение в данной войне - уже потеряна, а из Пруссии вновь наносит удар Гинденбург. Оставлена Польша, Литва, мы отступаем к Минску. О переписке даже и с тылом можно почти забыть - огонь повсюду, сотни тысяч беженцев, сжигаемые при отступлении села, неудачно взорванный Брест-Литовск - и потери, потери, потери. Среди них - и ты, со своей стрелянной раной и переломом.

Полгода в госпитале и на излечении - аккурат, к началу давно запланированных контрнаступлений 1916 года. Вернувшись в строй ты не узнаешь армии - прежнего командирского состава почти не осталось, в офицерах ходят бывшие прапорщики и скороспелые "выкидыши" офицерских курсов. Они легко рассуждают о необходимости "парламентарного строя", как в Англии, или даже республики, как во Франции. Солдаты, в которых ты тоже не узнаешь готовый на всё "строй 1914 года", не уважают их и - страшно сказать - подчас убивают во время боя. Но - есть снаряды, есть противоудушливые маски, пусть и дурного качества, есть еще Государь, принявший в прошлом году командование. Да и немцы - того, завязли под Верденом. Вперед?

После провала у Нарочи ты теряешь всякую надежду - "эти" не смогут принести победы, нужны совсем другие генералы. Дурачки в тылу радуются "решающему" успеху Брусилова, но тебе хорошо известен этот горе-полководец и кто действительно стоял за начальным успехом Луцкого прорыва. К августу, когда потери на юге уже подходили к миллиону, даже до тыловых стратегов начало доходить, что война далека от завершения. И вот, в дело вступают румыны, а ты отправляешься к ним на помощь, вместе со спешно сформированной армией. Помощь Бухаресту действительно нужна - на нового союзника просто больно смотреть, их первый "порыв" был остановлен австрийской полицией, а когда подоспели войска Макензена... известие о падении румынской столицы ты воспринял спокойно.

Как и многое другое - даже ставшие с осени 1914 года регулярными прилеты германских аэропланов, доводивших иных твоих сослуживцев до нервных заболеваний, воспринимаются уже совершенно равнодушно. Если не стараться, то для них ты слишком мелкая мишень, главное не быть в скоплении людей, когда начнется налет. Скучный новый год, не обещающий ничего хорошего кроме возможного вояжа в Одессу. Только смутные известия об убийстве Гришки Распутина несколько рассеивают скуку январских дней. Хоть что-то интересное - быть может, это какой-то признак перемен в Петрограде? Хоть бы мир, а нет - ну и ладно. Но отчего так суетятся в штабе?

Новости ошеломительные - возмущение в столице привело к падению правительства, а затем и отречению Государя - по привычке ты про себя "произносишь" это слово с большой буквы. Чья же теперь корона? Оказывается - ничья, а может быть и вообще никогда не станет чьей. В Петрограде Временное правительство и какие-то социалистические депутаты, а потом будет Учредительное собрание и... республика? Но это потом, а пока надо разбить германца и объяснить солдатам про новый порядок. Его, кстати, очень не хватает - собачьи и рачьи депутаты выпустили дурацкий "приказ номер один", совершенно сбивший младших чинов с толку. Говорильня пошла такая, что...

Оскорбление действием! Его, боевого офицера, публично!.. И кто? Бывшая студенческая сволочь, надевшая форму несколько недель назад! Вот она, ваша "бескровная" - на Стоходе двадцать тысяч положили немцы, в Кронштадте сколько-то - свои. А Брусилов, держиморда старого режима, говорят щеголяет в красном банте и зовет "солдат революции" на решающий бой. Сволочь, сволочь - и солдаты стали совсем сволочь. Пополнения приходят такие, что лучше бы сразу на германские пулеметы - больше пользы. Окопы загажены, кругом карточная игра и митинги, митинги, митинги. А новый военный министр, этот "душка Керенский", собирается повести такую армию в наступление - выдержит ли она хотя бы бой с турками? Впрочем, его дело маленькое - в артиллерии еще кое-какой порядок остался, огнем поддержим. Первые известия как будто бы недурны, австрийцы отступают...

Лучше бы его тогда убили - Тарнопольский погром, на севере Рига, а в тылу - Петроград и вся эта ленинская шайка из пломбированного. Газеты кричат про немецкие деньги большевиков - в его корпусе ни денег, ни большевиков толком не видели, а превратились в банду шкурников, убийц и мародеров. Ничего нет, наступит зима - как удержать их в окопах? И зачем - война проиграна, это совершенно очевидно всем, кроме кучки дураков в штабе, все еще рисующих на картах какие-то "концентрические удары с массированием конных групп"... На передний край бы вас, господа - посмотреть на это массирование. В тылу, вплоть до Харбина - полный развал и анархия. Теперь уж точно - только мир.

Но не такой же!.. Керенского и его дураков - не жалко, черт с ними, но Ленин и Зиновьев (он видел его на митинге - баба в мужском костюме - и, конечно же, жид, как и большинство среди этих гоц-либер-данов) с Троцким-Бронштейном? Прапорщик Крыленко - главнокомандующий? Все произошло как-то странно - была пусть и побитая, но стоявшая на позициях армия, были постоянство и регулярность каждого дня. И вот - после нескольких зуботычин (говорят, матросской сволочи хорошо надавали на севере) - мир. И отставка. Что теперь? Надо как-то добираться домой, в Москву - посмотрим, как господа социалисты будут управляться с делами.

...

Потом было вынужденное полугодовое сидение в Киеве под охраной германских штыков, тайное участие в формировании добровольческих частей генерала Деникина, позиционная война в Донбассе с красными и столь долгожданное наступление на Москву летом-осенью 1919 года, сменившееся поражением под Орлом и тяжелейшим отходом к Ростову. Позорная новороссийская эвакуация, "возрождение" в Крыму под твердой рукой барона Врангеля, упорные бои в Таврии и красный прорыв на Перекопе.

И вот он тут, неподалеку от "Царьграда"... Иронично, не так ли? А в 1914 году все представлялось совсем, совсем иначе - как хитро попались немцы в наши сербские силки, как удачно что турки взлезли в эту бойню, теперь уж союзники не смогут словчить в константинопольском деле. И т.д., и т.п. Записываясь во французский Иностранный легион, наш герой надеялся уже лишь на одно - получить приличный стол и скопить денег к старости.

Или просто получить пулю.


















































Tags: 20 век, Гражданская война в РИ, ПМВ, Рисунки, Россия и ее история
Subscribe

  • К движухе

    Однажды Владимир Владимирович разговаривал о важном. Он успел уже рассказать про ногу русского солдата, японскую сперму и перешёл было на…

  • Новый русский детектив

    Социально-экономическая база у нас будет такая: живёт в Пятигорске семья Черемысловых, состоящая из матери Оксаны, четверых её детей от первого мужа,…

  • К войне

    Военные теоретики всё ещё спорят о том, как будут вестись войны в XXI веке, а российская армия уже показывает суровую практику стратегических…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments

  • К движухе

    Однажды Владимир Владимирович разговаривал о важном. Он успел уже рассказать про ногу русского солдата, японскую сперму и перешёл было на…

  • Новый русский детектив

    Социально-экономическая база у нас будет такая: живёт в Пятигорске семья Черемысловых, состоящая из матери Оксаны, четверых её детей от первого мужа,…

  • К войне

    Военные теоретики всё ещё спорят о том, как будут вестись войны в XXI веке, а российская армия уже показывает суровую практику стратегических…