Vault (watermelon83) wrote,
Vault
watermelon83

Categories:

Крокодил

- январь - март 1936 года. Мы продолжаем.



"Крокодил" - журнал непростой. С одной стороны, с юмором в нем очень плохо, а с другой, знаете ли - смешно. Надо сказать, что пропаганда вообще одна из моих любимых тем в истории - в свое время, будучи уже почти что усатым подростком, я присовокупил к чтению современных газет подшивку "Правды" за 90-91 гг. и читал ее без особого удовольствия, но с интересом. Советской власти не было уже как пять лет, повсюду в весенних лужах резвились воробьи, но на страницах главного органа партийной печати она все еще была как живая - больная, выжившая из ума, с пеной проклятий на губах. Американские солдаты-наркоманы в Берлине, польские националисты грозятся пригнать танки к Волге, etc.

Ничего не напоминает?

Но вернемся к пропаганде. Существует убеждение, что пропаганда должна быть особенно изощренной, затрагивать струны и вообще отличаться качествами толкового унтер-офицера из гвардейского батальона: на события реагировать бодро, трудностей не бояться и, вероятно, носить роскошные усы. Так ли это? В общем-то да, но лишь в теории. На практике, поскольку человеческую историю в ее политической части определяют столкновения разного размера глупостей, пропаганде достаточно лишь массовости и - внимание, сейчас будет названо главное условие - монополии.

И всё?

И всё. Практика показывает, что размеренный бой барабанов - не самый тонкий инструмент, так сказать - постепенно приучает население отмерять свою жизнь между ударами по коже. Что означает эта метафора? Она означает очень простую вещь - если изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год повторять одно и то же, пусть и на разный лад, и в разных формах, то даже отвергающие "это" начинают мыслить точно такими же категориями. Именно поэтому, к слову говоря, российские "либералы" так похожи на российских же "консерваторов" - последние до сих пор считают, что СССР развалил персонально Михаил Сергеевич, а первые верят в "агента Белого".

И т.д.

Конечно, всегда и везде остается определенный процент людей не поддающихся пропаганде вообще - "маловеров", "скептиков" и прочих "выродков", но он всегда мал, атомизирован и опасности не представляет. В отличии от самой пропаганды, которая одинаково действует и на тех кто барабанит, и на тех кого. Это - главная ее прелесть, та самая незаметная интоксикация, приводящая всегда к известному результату: вот ты на коне, а вот массы, получившие острые болевые ощущения от столкновения картинки с действительностью, тащат тебя вниз. Хорошей иллюстрацией этого стала бы история режима Муссолини, но я об этом и без того много (ох, много) написал, а потому повторяться сейчас не стану.

Да, позвольте - у нас же "Крокодил". В сегодняшнем номере есть две уморительно смешные карикатуры и обе про Германию. На первой голодающая старушка радуется продуктовой передаче от племянника из СССР, а на другой - немецкие астрономы обсуждают аресты в своей корпорации. Как говорится, кто работал - тот поймет.

Итак, прошу под кат.










































































































































Tags: 20 век, Пресса, Пропаганда, Рисунки, СССР
Subscribe

  • Москва 1939 года

    - на фотографиях американского журналиста Гаррисона Формана. А кто такой этот мистер Форман, каково его общественно-политическое лицо? На словах -…

  • Театр войны

    - театр 267-го пехотного полка. Российская империя, 1916 год. Духовищенский полк, сформированный вскоре после начала, предсказываемой еще известным…

  • Альфонс

    - и его воробушки. Альфонс - это Муха, а воробушки - натурщицы. Чешский художник Альфонс Мария Муха любил две вещи - рисовать славянок и жить в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Москва 1939 года

    - на фотографиях американского журналиста Гаррисона Формана. А кто такой этот мистер Форман, каково его общественно-политическое лицо? На словах -…

  • Театр войны

    - театр 267-го пехотного полка. Российская империя, 1916 год. Духовищенский полк, сформированный вскоре после начала, предсказываемой еще известным…

  • Альфонс

    - и его воробушки. Альфонс - это Муха, а воробушки - натурщицы. Чешский художник Альфонс Мария Муха любил две вещи - рисовать славянок и жить в…