Vault (watermelon83) wrote,
Vault
watermelon83

Categories:

Война

- и карта.





В последние годы я практически не пишу о событиях в Донбассе - во-первых, из-за общей банальности вопроса, во-вторых, в силу определенного интеллектуального снобизма, а в-третьих - эта тема была и остается для меня личным делом. Кому охота без лишней необходимости обращаться к печальным воспоминаниям или вновь и вновь разъяснять очевидные вещи - без какой-либо надежды на практическое значение этих усилий?

Поэтому, когда в январе из ЛНР стали приходить становившееся все более однозначные известия, я не стал писать об этом здесь - ни о начавшейся идеологической кампании по местному телевидению, ни о явственных признаках усиления военной активности. Лично мне славы оракула, то бишь современного "эксперта", не требуется, а украинская разведка должна была справиться и без меня - если же это не так, то вряд ли бы мои скромные усилия могли бы спасти столь неэффективное ведомство.

Сегодня же, когда о предполагаемой кампании уже написали все, я могу не опасаясь обвинений в "пиаре на крови" сказать и несколько своих слов. Заранее укажу на то, что никакой "инсайдерской" информацией у меня нет, военный министр не звонит мне посоветоваться, а потому опираться я буду исключительно на свои скромные способности.
Для удобства и последовательности, мы разобьем этот текст на три составляющие - этическую, политическую и собственно военную.


1) Сперва поговорим об этике, тем более, что именно на нее сейчас делает упор российская пропаганда, трубя о трагедии в Донецкой области - гибели пятилетнего ребенка, погибшего, как утверждается, вследствие действий украинского беспилотника.

Давайте сразу предоставим современным россиянам такой же карт-бланш доверия, что и советскому правительству 1939 года, заранее согласившись с тем, что беспилотник был украинским, а пушка, выстрелившая по пограничной заставе миролюбивого Советского Союза - финской. Пусть так, тем более, что хотя РФ во многом и отличается от СССР, но во внешней политике исповедует тот же принцип безусловной верности принятым на себя дипломатическим обязательствам и строгому следованию нормам международного права.

Итак, беспилотник был украинским. И что с того? Я думаю, что ни один нормальный человек не станет радоваться смерти ребенка и говорить об этом нечего, однако "политически грамотные" россияне делают из этого события удивительные выводы, не позволяющие отнести их к числу обычных людей. Они предлагают убить еще больше детей и приступить к этому делу как можно поскорее - а иначе никак.

Мне возразят, что предлагается совсем не это, а нечто совершенное иное - разбить украинскую армию, лишив ее возможности атаковать донбасских детей своими беспилотниками, но такая подмена лишь подтверждает мое предположение о том, что современные россияне далеки и от общепринятых этических норм, и от логики.

Позволю себе проиллюстрировать этот тезис примерами из истории собственной семьи - в 1943 году, после того, как в ходе контрудара Манштейна немцы вернули себе территории на которых жила семья моей бабушки, советская авиация принялась утюжить Лисичанск бомбами, намереваясь конечно же попасть не в собственных граждан, а в "фашистскую нечисть". Тем не менее, этот период стал для жителей наиболее опасным за всю войну, поскольку очень многие были убиты, а семья моей бабушки чуть было не погибла, когда очередной налет разрушил их дом, завалив выход из наскоро устроенного бомбоубежища в подвале.
К счастью, по обычной практике того времени, выбравшиеся из укрытий соседи приходили друг другу на помощь и успели спасти их, буквально откопав из под земли.

Мой дедушка в это время уже третий год воевал в пехоте - весной 1943 он получит тяжелое ранение в лицо и после госпиталя до конца войны будет готовить новое пополнение в СА, а после войны познакомится с моей бабушкой и проживет счастливую жизнь. Невозможно представить, чтобы она упрекала его в том, что он "носит форму убийц мирных жителей" - даже в контексте того, что немецкая авиация для бабушкиной семьи была представлена двумя веселыми пилотами "штуки", летом 1942 года лечивших глухоту, проживая у них в доме - и охотно делясь продуктами.

Аналогия, мне кажется, вполне ясна.

Возвращаясь к вопросу этики, я задаюсь вопросом об удивительной толстокожести российского обывателя, спокойно принимавшего и настоящее, а не выдуманное поражение русских в правах в странах Прибалтики, и фактический геноцид в Чечне, и более мягкий по форме, но настойчивый и жесткий курс казахского руководства, и много чего еще - и, одновременно, столь непримиримого к Украине, которая, как государство, конечно не является идеалом, но только не в сравнении с ее самозваными судьям из РФ.

На самом деле, мало какая страна имеет менее моральных прав для пропаганды такого рода - обсуждать и осуждать действия украинских войск в Донбассе, имея в анамнезе Чечню, столица которой была дважды буквально стерта с лица земли российской артиллерией и авиацией, по меньшей мере стыдно, не говоря уж о том, что РФ несет полную и единоличную ответственность за оба конфликта: ее действия привели к войнам на Кавказе, ее действия развязали войну на Донбассе.

И после всего этого, после разрушенного напрочь Дебальцево, руины которого до сих пор остаются наглядной иллюстрацией "русского мира" - эти люди говорят об этике, о "слезинке ребенка". Потрясающе - современные жители России вполне усвоили террористическую логику, ведь и бесланские террористы наверняка утверждали бы, что кровь детей не на их руках.

Но это не так.

В свое время, французская пресса обвиняла немцев в том, что обстреливая Париж из пушек, они попадают в госпитали и частные дома, убивая мирных граждан, в том числе и детей - на это канцелярия Бисмарка отвечала, что им неизвестен способ выиграть не Германией начатую войну, не прибегая при этом к помощи пушек, которые, к сожалению, имеют свойство промахиваться мимо цели, но если французы желают прекратить страдания жителей своей столицы, то дверь к переговорам всегда открыта.

Украинские политические деятели, в совокупности своей не стоящие и мизинца покойного канцлера, тем не менее могут быть свободными от каких-либо обвинений в желании продолжать эту войну хотя бы на день дольше возможного - в отличие от России, готовой расплачиваться донбасскими мальчикам - не забывая при этом время от времени проливать крокодиловых слез - до полного достижения своих целей.

О них и поговорим.

2) Подход россиян к "украинскому вопросу" может показаться достаточно сложным, ввиду определенной хаотичности своего исполнения (например, наружная поддержка Януковича, с одновременной подготовкой захвата Крыма), но в общем цели РФ вполне очевидны - взять Украину или хотя бы Левобережье под свой контроль, а в случае временной невозможности исполнения последнего - ввергнуть "недружественное государство" в состояние хронической слабости.

Именно поэтому затягивание украинским правительством фактического выполнения навязанных ему в Минске соглашений вызывает в Москве такое раздражение. Россияне давно уже хотят поскорее "оформить" ЛДНР в качестве особых "украинских" территорий, переведя вопрос из неопасного, но утомительного военного противостояния в политическую плоскость: результат (та самая хроническая слабость украинского государства) будет тот же, поскольку нормальное сосуществование в одной реальности с элдэнээровским руководством для украинской элиты и общества означает примерно то же, что для краковского сейма Речи Посполитой признание равного статуса польско-литовской шляхты с "козаками" Хмельницкого - а вот издержки для России сразу станут значительно меньшими.

Киев это понимает, а потому отчаянно затягивает принятие "народных республик" под "свою" руку. Правительство Зеленского надеялось договориться с Путиным на основе неформального признания независимости ЛДНР и гарантии как минимум в течении следующих восьми-десяти лет не пытаться изменить сложившуюся ситуацию военными методоми, но для Москвы такое соглашение не представляло и не представляет никаких преимуществ, поскольку украинская армия и без того неспособна взять Луганск и Донецк, а страдания "донбасских народов" интересуют главным образом российских пропагандистов.

Поэтому, выждав какое-то время и убедившись, что Зеленский не уступит больше ожидаемого, Путин вновь решил сыграть на обострение - надо полагать, скорее демонстративно, нежели по-настоящему. Впрочем, хороший блеф всегда предусматривает подспудную готовность и в самом деле выполнить свою угрозу - другое дело, что в 2021 году для достижения какого-нибудь Минска-4/5 потребуется намного большая военная катастрофа, нежели Иловайский погром 2014 года или взятие Дебальцево в 2015 году.

И тут мы переходим к военной компоненте.

3) Что изменилось за те пять-шесть лет, в течении которых активных боевых действий на Донбассе не велось? Давайте укажем на самое главное и очевидное:

- украинская командная цепочка работает намного эффективнее (просто потому, что за несколько лет позиционной войны было достаточно времени для формирования устойчивых вертикальных связей - "добрбатов" и "народных комбатов" стало поменьше, а связистов и нормально функционирующих штабов побольше)

- материальное оснащение украинских войск значительно улучшилось (очевидно, что оно далеко от мифов о "самой лучшей армии в Европе", но сегодняшняя армия отличается от самой себя образца 2014 года в той же мере, что милиция от регулярных войск)

- моральное состояние армии ухудшилось (не надо листать совершенно секретных отчетов генштаба, чтобы прийти к этому выводу - даже по-настоящему сильные армии в аналогичных положениях достаточно быстро приходят "в негодность", а так как украинская армия была и остается худшей в Европе, то можно лишь предположить ту степень разложения, что охватила ее сегодня)

Последний фактор наиболее спорный ввиду того, что на него достаточно легко указать, но очень трудно высчитать эффект, оказываемый им на боевую упругость войск, как говорили раньше. Боюсь, что точный ответ мы узнаем только лишь в том случае, если война вновь приобретет активный характер.

Лично мне представляется, что по-настоящему масштабное столкновение будет Украине сегодня крайне невыгодным, поскольку все положительные факторы, играющие в пользу ее вооруженных сил, совершенно определенно оказывают такое же влияние и на той стороне, с той лишь разницей, что у россиян и элдэнэровских банд есть значительное преимущество - в отличие от Украины, РФ "тратит" на позиционную войну не свои, а местные (с большой долей наемников, разумеется) войска. А это означает, что при известном развитии событий, украинской армии придется иметь дело не только с аналогично вооруженными и так же утомившимися солдатами ЛДНР, а и со свежими и хорошо подготовленными войсками РФ.

Такая перспектива не может не внушать опасений.

Я не знаю, имеются ли сегодня у нашего генштаба какие-либо оперативные, не говоря уже о стратегических, резервы, но хорошо помню, что в 2014 году их не было.
Я не знаю, стала ли лучше работать украинская разведка, но так же хорошо помню, что в 2014 году, когда мои земляки - и я в том числе - накануне августовско-сентябрьских событий сообщали о крупных моторизированных соединениях россиян, спешно двигавшихся по Луганску в сторону фронта, в Киеве все еще пребывали в благодушном настроении от последних фронтовых успехов, сообщая, что положение великолепно и нет никаких оснований беспокоиться насчет прибытия российских войск.

Это можно было бы принять за хитроумную игру в поддавки, когда бы она не закончилась Иловайском и первым Минском. Я тогда находился в нашем луганском Кобленце, в Сватово, при губернаторском штабе - и хорошо помню шаблезакидательское настроение тех недель. Могу только лишь надеяться, что на этот раз мой пессимизм и мои прогнозы окажутся ошибочными, а робкое предположение о том, что нескольких тысяч российских солдат, о переброске которых говорят в последнее время, все же недостаточно для каких-либо серьезных операций - справедливым.

Tags: Война с пидрами, Карты, РФ, Размышления, Украина и ее история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 497 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →