Vault (watermelon83) wrote,
Vault
watermelon83

Categories:

Вторая Отечественная война

- и худо. И художники, а точнее группа молодых самарских лубкописцев, смело бросившихся на бой с тевтонским чудищем в области кисти и, можно сказать, сатиры. Можно так сказать? Можно.

Итак, Москва, 1914 год. Небо над Русской Польшей исчерчено вражескими цеппелинами, уланы кайзера надругиваются над бельгийскими монашками, а гусары старого тирана Франца колют младенцам головы о придорожные камни галицийских дорог. В недрах Строгановского художественного училища формируется группа студентов-художников. Их немного, всего четыре - и они молоды, каждому не больше шестнадцати лет. Но война, как известно, дело молодых - лекарство против морщин. И вот, четыре друга - Л. Лаврентьев, В. Короленко, Б. Путилин и тоже Б. Корчунов, откликаются на вызовы времени, начиная производить высокохудожественный патриотический продукт, а именно сатирические карикатуры, -

Они выработали общий стиль рисунка (из него явно выделяются лишь карикатуры В. Короленко), относительно единую иконографию главных персонажей всей серии карикатур (в целом, вполне соответствующую иконографии, сложившейся в газетно-журнальной и лубочной карикатуре), довольно типичный для карикатуры 1914-1915 годов набор сюжетов и тем, определенную «грубость» рисунка и подписей, граничащую с вульгаризмом и неграмотностью.

Некоторые листы без преувеличения можно назвать вульгарными и даже пошлыми: нередко изображались отходы, продукты человеческой жизнедеятельности и различные элементы туалетной комнаты (унитаз, ночной горшок и пр.). С одной стороны, их можно считать попыткой «подделаться» под стилистику чрезвычайно популярной в первые месяцы войны народной картинки (лубка), однако, с другой стороны, «юмор» их настолько примитивен, что, скорее, близок к «детскому» сознанию, чем «народному».

Если же принять тот факт, что авторами этих карикатур были студенты художественного училища, то отмеченная нами «примитивность» юмористических образов объясняется возрастом и незрелостью художников. Об этом, кстати, свидетельствует и не слишком большое количество оригинальных сюжетов в этой серии карикатур, многие из которых были заимствованы из других изданий.

Однако подчеркнем еще раз, что найти издание, в котором была бы опубликована хотя бы одна карикатура, нам не удалось, да и вероятность того, что студенческие работы могли быть опубликованы в изданиях с цветными иллюстрациями весьма невелика. Однако есть вероятность того, что эти карикатуры могли быть опубликованы в журнале, издававшемся самим Строгановским училищем.


Тем не менее, рисунки отлично передают дух эпохи, а придирки из цитируемой выше брошюры "Вот как русская нога бьет морду дурака" я решительно отвергаю. Да, некоторая небрежность исполнения. Да, текст не всегда удачен. Но в главном же они правы, черт побери! Можно и нужно было напечатать, ничем не хуже того, что издавали, а отсылка к Русско-японской войне ("матрос откусывает кайзеру нос") вообще говорит о хорошей теоретической подготовке художников. Зря отказывали.






















Тот самый кот!














































Tags: 20 век, ПМВ, Пропаганда, Рисунки, Россия и ее история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments