Vault (watermelon83) wrote,
Vault
watermelon83

Categories:

Художники и война

- 1870-1871 гг. на полотнах немецких и французских мастеров кисти.


В прежние времена фотографировать войну было чрезвычайно тяжело. Оно, конечно, и сегодня не то что бы совсем легко, но раньше было еще труднее. Хотя бы потому что раньше фотоаппаратов не было - не изобрели еще. Это потом уже, когда изобрели - тогда да, пожалуйста. Но и то - не все сразу.

Первые опыты с военной фотографией были очень сложны, потому что пока мастер приготовлял свою технику, пока дожидался птички - сражение уже возьми да и закончись. Поэтому фотографам главным образом приходилось снимать панорамы и полководцев, молодцевато сидящих на своих лошадках или победоносно стоящих на обрыве (прочно забытый ныне, но очень сильный способ передать одиночество на вершине власти).

К сожалению, публика, за несколько тысяч лет развратившаяся батальными полотнами, от панорам скучала и требовала чего-то более героического, тогда как полководцы и вовсе грозились отправить несчастных фотографов куда подальше, потому что раньше-то их знали исключительно по портретам, которые имели приятную особенность отличаться от оригиналов в лучшую сторону, а теперь... Не каждый из них был стратегом калибра Великого Молчальника, догадавшегося спрятать лысину под париком, а парик - под фуражкой.

Не удивительно что Франко-немецкая война 1870-1871 гг. в основном представлена двумя типами фотографий: немецкие солдаты под Бельфором, Страсбургом, Парижем и т.д. - и французские солдаты в Бельфоре, Страсбурге, Париже и т.д. Немцы все как на подбор - молодцеваты, бородаты, застегнуты на все пуговицы, тогда как французы расхлестаны, распахнуты, развращены революцией (а до того - бонапартизмом и проституцией) - у многих еще гадкие бороденки а-ля Наполеон Третий.

Все это очень скучно, потому что не динамично, а ведь то была весьма маневренная война, не то что севастопольское бдение англо-французско-турецко-итальянской армии в Крыму. Там-то, конечно, можно было хоть каждого солдата сфотографировать - времени было много, а войск - мало. Но вернемся к нашей теме - война интересная, а хороших снимков очень мало.

К счастью для нас, художники тогда еще не были комнатными собачками квартирного дизайна как сегодня - они ездили на войну, уважали ветеранов, не сорили, не плевали, а еще рисовали замечательные картины, на которые мы сегодня и посмотрим. Не на все, конечно, сразу - удовольствие надо растягивать - но полотен двадцать я гарантирую.

Итак, прошу пройти под кат и культурно расти, наполняясь новым содержанием, включающим в себя как духовное начало, так и историческое познание.



Тут все просто и понятно - прусский кронпринц Фридрих Вильгельм показывает своим солдатам где враг. Но не в том смысле, где один француз, а в широком - дескать, вперед, молодцы, на Париж.
Судя по композиции и самому кронпринцу, дело происходит где-нибудь под Вертом, в самом начале войны. Строго между нами, кронпринц это сражение проспал, потому что думал будто никакого боя не будет (приказа начать его он не отдавал), но немецкие солдаты, взращенные на романтизме, сами полезли в атаку и пришлось побеждать.




А это эпизод битвы при Марс-ла-Туре - получилось так, что спеша окружить армию маршала Базена два немецких корпуса вынуждены были вступить в бой с четырьмя французскими. К счастью, маршал дал себя провести - атаки немцев (особенно конницы) были столь яростными, что он и не догадался о тяжелом положении, в котором оказался его противник.



Прусская пехота атакует в битве при Сен-Прива - через два дня после Марс-ла-Тура Мольтке собрал достаточное количество войск чтобы загнать двухсоттысячную армию Базена в Метц. В этом сражении, стоившем немцам больших жертв, участвовал и молодой Гинденбург - его полк потерял половину личного состава, а вот сам будущий фельдмаршал и рейхспрезидент не получил ни единой царапины.







А вот и французская армия - в тех же боях.







Французский (фу) художник, но полотно все же удалось - сражение в Ле-Бурже. Как известно, осадившая Париж немецкая армия в несколько раз уступала французам в численности и отбивать атаки полумиллионного гарнизона было довольно трудно. Тем не менее, французы неизменно терпели поражения, хотя перед началом каждой атаки их генералы клятвенно обещали победить или погибнуть.

Впрочем, в данном случае их пятитысячный отряд сумел вытеснить роту немцев и два дня удерживать Ле-Бурже - в первую очередь потому что враги не атаковали. А когда атаковали, то французы бежали, оставив больше тысячи пленных. Но картина все равно хорошая, особенно этот раненный прусский офицер - нарисовано достойно, с уважением к врагу (хотя французы изображены идиотски слащаво).



Защитники Парижа - утром ловим крыс, днем решительно выступаем на врага, вечером митингуем, обвиняя во всем "изменников в эполетах".



Еще одно героическое полотно - немецкие парламентеры в осажденном Бельфоре (если мне не изменяет память). Молодая француженка показывает тевтонам кукиш. Позади нее можно увидеть невесть откуда взявшегося матроса.



Баварские артиллеристы. Тут все просто и понятно - видим пушки, видим баварцев, видим голубое небо и чувствуем легкую грусть художника.



Прусская гвардия и какой-то гусар что ли. Одет прямо как принц Фридрих Карл.



Военнопленные.



Смертельно раненый немецкий кирасир-трубач на снегу.



Живые и прекрасно себя чувствующие себя французские кирасиры в какой-то забегаловке.



Битва при Ле-Мане, французы. Человеку несведущему может показаться что галлы побеждают - вон, лихой генерал в центре, батальный дым, солдаты протягивают руки, как бы говоря: веди нас, вождь, веди на бой!.. И т.д., но мы-то с вами люди опытные, мы точно знаем, что это январское сражение 1871 г. закончилось со счетом 03 - 30 тысяч в пользу гостей, чья семидесятитысячная армия опрокинула стопятидесятитысячное французское войско, обратившееся в паническое бегство.



Ага, это боши мучают сироток - идем дальше.



Кронпринц посещает умершего от ран французского генерала Дуэ - август 1870 г., после сражения при Вайсенбурге. Собственно говоря, Дуэ его и проиграл, хотя сражался достойно.



А это мое любимое - французский шпион пойман! Теперь беднягу скорей всего расстреляют, но как хорошо выписаны типажи.



А это? "Под Парижем". Просто великолепно.



Что же, до новых встреч!
Tags: 19 век, Германо-французская война, Германская империя, Рисунки, Франция и ее история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →