Итак, -
Австро-венгерская армия, несмотря на все последующие домыслы, была хоть и сложным, но хорошим инструментом. Многонациональная, разделенная на два государства и крайне скупо содержащаяся (австрийский армейский бюджет мирного времени был меньше чем у англичан), она представляла собой совокупность очень разных величин: немецкие и венгерские части сражались хорошо, достойно показывали себя хорваты и поляки, зато слабейшим звеном были чехи, с первых дней войны распевавшие свое мы едем на войну с Россией, почему - не знаем. Австро-венгерские солдаты, в своей голубой форме без погон, с самого начала оказались в трудном положении. Командовавший ими милитарист-эксцентрик фон Гетцендорф всю жизнь мечтал повоевать, но преимущественно с сербами. Русскими, если уж им так хочется сражаться, пусть займутся немцы, считал он. Поэтому Мольтке, на которого и без того свалилась куча проблем, был просто поражен, когда узнал, что значительная часть австрийских войск поехала в Сербию, а не на Восточный фронт. С трудом ему удалось уговорить бравого Гетцендорфа забрать их оттуда после первых карательных ударов по ненавистным сербам. В итоге, австрийцы не оказались достаточно сильными ни на одном из фронтов. Покуда их войска носились туда-сюда, забивая железные дороги, начались первые бои с русскими.
Сначала солдаты венского императора имели успех, загиная русский фронт на польских равнинах. Австрийские немцы, венгры, словаки и поляки дрались решительно и русские подались назад. В Галиции же австрийцы должны были обороняться, но неуемная энергия фон Гетцендорфа навязывала стоящей там армии активную оборону, что в переводе на человеческий означало наступление. Австрийцы, а вернее словенцы, румыны, итальянцы и галичане, из которых и состояли тамошние войска, атаковали и были отбиты. Более того, контратаковавшие русские обратили их бегство, пошли на Лемберг и заняли его. В это же время, на рубеже лета и осени, остановилось и продвижение в Польше, потому как первоначальный порыв себя исчерпал, а солдат царя было намного больше чем солдат императора. Тут бы пригодились войска отправленные на Балканы, но они все еще находились в пути. Фон Гетцендорф, управляющий своими корпусами так, будто у него под рукой были лучшие армии мира, решил переиграть еще раз и обрушиться на прорвавшихся в Галиции русских. Прямо как Гинденбург, да.
И вновь начало было многообещающим, но быстрого решения не получалось - несмотря на частные успехи, австрийцы никак не могли добиться решительного перелома в своих атаках. Гетцендорфу банально не хватало войск. Убедившись в том, что австрийцы расстреляли все патроны, русские, перебросившие свежие части по железным дорогам к Варшаве, обрушились на вражеские позиции в Польше подобно молоту. Рисунок битвы стал напоминать Марну, с разрывом между успешными боями под Лемебргом и отступающими к Кракову войсками. Австрийцы дрогнули и началось бегство, с потерей сотен тысяч пленных. Хотя русские понесли почти такие же тяжелые потери, огромное число пленных и утраченной амуниции, вместе с сотрясенным фронтом, говорили в их пользу. Австрийская армия претерпела ужасающее поражение, буквально разбившись о русских в дурацких атаках без резервов.
...
В общем, - гром победы, раздавайся! Несмотря на очевидный успех, надо заметить, что степень поражения австро-венгерской армии была чрезвычайна преувеличена не только российским общественным мнением (это вполне простительно), но и верховным военным командованием. В результате, зимой-весной 1914-15 гг. великий князь постоянно колебался: с одной стороны, австрияки вроде бы уже побиты насмерть, и надо бы заняться германцами, одолев их наконец-то в Польше и Пруссии, но с другой - австрияки почему-то не бегут, хотя их только что так убедительно поколотили. В тоже время, с Гинденбургом у Николая Николаевича ничего не выходило, так может лучше того... на равнины Венгрии? Всего-то перевалить зимой через Карпаты, австрийцы-то уже разбиты, чего уж там?.. Но и тут великого князя ждал неприятный сюрприз.
Впрочем, не будем забегать так далеко, а лучше посмотрим на фотографии, которые



























































































































з.ы. Сегодня исторический день в блоге - после 3746 записей я случайно узнал, что фотографии можно автоматически нумеровать, а главное - при этом между ними создается необходимое расстояние. Жаль, что я не узнал этого на 3745 записей раньше. Тех же, кто с осени 2013 года просил меня нумеровать изображения в своих постах, я искренне поздравляю - сбылись мечты народные. Мы с вами прошли долгий путь - и вот мы здесь.
з.з.ы. Нет, мы все еще там. Как и ожидалось, в ЖЖ все сделано через жеже. Кат надо ставить с бубном, текст сбивается, все крайне неудобно. Возвращаемся к прежнему курсу, наслаждаемся абсолютизмом. А то понимаешь, я заместо десяти минут потратил двадцать, а двадцать минут - это же можно килограмм мандарин с халвой скушать, да под хорошую книжку.