Vault (watermelon83) wrote,
Vault
watermelon83

Адмирал Колчак

- и его ребята. Редкая возможность увидеть Верховного Правителя России, что называется вживую, т.е. не на фото. Ведь кинохроники с ним - почти, что и нет. Только Хабенский.

На кадрах мы видим процесс освящения знамени морских стрелков и небольшой парад частей гарнизона Омска. А также адмирала, конечно же. Снимали французы.


Адмирал, судя по всему, был человеком весьма горячего нрава: быстро взрывался, кипел и т.д. В указанное время (апрель 1919 г.) его войска успешно наступали на Запад, это был пик успехов сибирских и уральских белых.
Дальнейшее известно: успешное контрнаступление войск Фрунзе, постепенный развал и бегство колчаковских армий, закончившееся для адмирала дурацким пленом и смертью. Россияне, как правило, кивают на чехов и прочих "союзников", но, по-справедливости, главная вина лежит на самих антибольшевиках.

В самом деле, имея возможность развернуться на базе от Дальнего Востока до Урала и Поволжья, русские потратили полтора года на то, чтобы вусмерть переругаться друг с другом. Сперва речь шла о жалкой копии недавней керенщины, с эсэровской говорильней - после первых, стихийных успехов это быстро привело к развалу и без того импровизированных армий Сибири.
Тогда на сцене появился адмирал Колчак постепенно ставший после ноябрьского переворота 1918 г. официальным лидером белых людей (на деле, Дальний Восток ему не подчинялся, а Деникин, Юденич и Миллер были слишком далеки, чтобы это как-то могло сказаться).
Ему удалось поставить подтянуть, перегруппировать войска, и теперь уже колчаковцы теснили красных. Но - слишком поздно, время было потеряно. Троцкий уже развернул настоящую армию, тогда как у адмирала под рукой было нечто вроде феодальной вольницы.
Насколько в этом виноват лично Колчак? Трудно сказать. То, что он не соответствовал тяжести этой ноши - очевидно, равно как и искренние мотивы, по-сути не знавшего своей страны, адмирала. Вообще, понимая весь размах стоящей перед условным Верховным Правителем цели, ограниченность возможностей и времени для ее реализации, воображаешь себе, что во главе сибирско-уральско-чешских армий должен был стоять крайне разносторонний гений. Колчак им не был, а окружавшие его люди не блистали талантами. И это еще мягко говоря.
Конечно, одна из важнейших задач настоящего лидера и состоит в формировании сильной команды, а адмирал с этим самым явственным образом не справился. Не только по психологическим причинам (он был детищем переворота, к которому не имел отношения), но и в чисто практическом смысле - элементарно не было сил.

В итоге, покуда адмирал верил обещаниям своих сухопутных горе-командиров (выросших из партизанской войны 1917-18 гг.), в тылу разгорались мятежи, вызванные не столько политикой колчаковской администрации, сколько ее фактическим отсутствием. И в этом случае, будто в дурном сюжете, повторялось прошлое, только теперь ленту пустили в обратном порядке: после керенщины началась николаевщина. В этом смысле очень символично и то, что адмирал потерял свободу на железной дороге, в результате предательства. А также, при всей несхожести характеров последнего императора и первого верховного правителя, одинаковостью оценок их современниками и потомками: дескать, как люди - хороши, а вот руководителями оказались...
Tags: 20 век, Гражданская война в РИ, Кинохроника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments