Vault (watermelon83) wrote,
Vault
watermelon83

Medieval 2 Total War

- давно хотел посвятить ей большой пост, да все не успевал. Теперь - время пришло.

Как олдфаг и старпер, я играл в абсолютно все игры линейки Total War, начиная с Shogun: Total War. Тогда, в 2000 году, это была игра-открытие, как Fallout, в свое время. Creative Assembly выпустили много хороших поделок (кроме богомерзкого Эмпайра, 2-го Рима и Аттилы - в марте собираюсь всерьез засесть за Warhammer, жду выхода последних аддонов к нему), но лучшей из серии стала Medieval 2. Широкие возможности для модификации и размах эпохи сделали эту австралийскую игру практически не устаревающей, что довольно редкое явление - если речь идет не о шахматах или классическом варгейме.
Почему у них получилось - вопрос отдельный и обсуждаемый, но лично я просто хочу выложить серию скринов из моей текущей кампании, с комментариями к ним. Как водится, они будут полны неподдельного юмора и непревзойденного остроумия.

Считайте это данью уважения к великой игре. Позажигаем с ведьмами, блядь!



Речи полководцев во время битвы - отдельное Ня! обожания и восхищения. Лично я, кроме тех времен, когда мы с отчимом играли вместе и я наблюдал его кампании (это, замечу, было не менее интересно чем играть самому), слышал только призывы командиров Священной Римской, но - спасибо разработчикам за свободным доступ ко всем файлам игры! - теперь могу почитать, что там кричали вожаки остальных народов. Например, мусульмане.

Ха! Полководец наших союзников попал в плен! Пошел ишак за рогами, да остался без ушей! Отлично. Или вот, вообще актуально и современно: враги казнили полководца наших союзников! Эти шакалы только и могут, что убивать беспомощных пленников! Про пленников прямо в точку.
Вот это понятно - полководец наших союзников казнен неверными! Отомстим этим бешеным псам! А про страуса я никогда не слышал: полководец наших союзников труслив, как страус! Наши союзники - овцы без вожака! Полководец бросил их на произвол судьбы!
Ну и, конечно, рог победы раздавайся: мы пленили полководца неверных! Он притворялся львом, а на деле оказался трусливой овцой! Так пусть посмотрит, как дерутся настоящие львы! В общем, сплошное животноводство.
- Спаси Аллах! Какие дэвы произвели на свет эту мерзость? Наши враги подобны трусливым псам! Убейте вожака - и они разбегутся, поджав хвосты! После битвы жены наших врагов будут рыдать от горя! И наш долг - утешить их всех!


Имперская армия на марше. Где-то на Балканах. Любопытно будет дожить до ландскнехтов и пушек. И пушек - смешно звучит, да? Вот и обещанный юмор подошел.


Тут, конечно, вспоминаются бессмертные строки из "Всеобщей истории" Сатирикона (Аверченко):
- Полководец должен сообразоваться с темпераментом и национальностью своих солдат. Немца на пирамиду не поймаешь... Ему нужно что-нибудь солидное, основательное или сентиментальное. Немцу можно сказать так:
- Ребята! Нас сорок тысяч, а врагов - пятьдесят. Но они все малорослые, худые, в то время как вы - толстые, большие. Каждый враг весит в среднем около трех пудов, а вся ихняя армия - 150 000 пудов. В вас же, в каждом, - около пяти пудов, т. е. вся наша армия на 50 000 пудов тяжелее ихней. Это составит 25%. Неужели же мы их не поколотим?

...
- Эта битва никогда не изгладится из памяти врагов Германии! Три четверти наших войск вышли на поле сражения! Решительный бой для врагов - три четвертых их армий вышли на поле. Как они нас боятся! Докажем, что их страх не напрасен. Победа будет за нами!


Кроме того, немец любит слезу.
- Солдатики! - говорите вы. сдерживая рыдания. - Что же это такое? Неужели ж мы не победим их? Если мы их не победим - подумайте, как будут огорчены ваши добрые мамаши, вяжущие на завалинке шерстяной чулок, и ваши престарелые папаши, пьющие за газетой свой зейдель пива, и ваши дорогое невесты, которые плачут и портят свои голубые глазки.
И все заливаются слезами: полководец, солдаты... даже последний барабанщик плачет, утирая слезу барабанными палками. Потом все бросаются в бой и побеждают.
...
- Дальше враг не пройдет, за нашей спиной - родной город, наши семьи и сама Германия. Держитесь до конца, нам некуда отступать! Министрели воспоют этот день в балладах, о наших подвигах буду помнить потомки. В битвах рождаются легенды о героях! Здесь собралась четверть наших войск. Не посрамим отчизну, отстоим для нее победу!



Да, вернемся к нашим арабам и т.п.! Помилуй нас Аллах! Неверные торжествуют победу, а лучшие воины Пророка стали пищей для ворон... Так немного спокойнее. Но начинают они совсем по другому:
- Поднимите знамя - пусть враги узнают, с кем им придется иметь дело! Вперед, отважные воины! Разите врагов во имя Аллаха, всемилостивого и милосердного! К оружию! Эти навозные жуки, возомнившие себя вражеской армией, только и ждут, чтобы мы втоптали их в грязь!
Кричите громче, отважные воины! Пусть враги от страха отправятся прямо в Шеол! Вот тут странно, ведь Шеол - это ад для евреев. Нет, не СССР, а настоящий, по их вере. Между тем, мусульманский командир еще не закончил:
- Это вражеская армия или стадо ишаков, безвольно ожидающих смерти?! Перед нами - сборище разбойников и воров, которых не назвал бы друзьями даже распоследний похититель верблюдов! Покажем им! Трупы неверных мы скормим собакам! Клянусь бородой Пророка! А теперь - в бой!
И вновь в голову приходит цитата:
- Молитвы были пронизаны такой страстью, что им не хватало только крепкого венгерского ругательства "Baszom a Kristusmarját".

Впрочем, скромные тевтонцы, помогающие престарелому датскому королю отбиться от мятежного племянника, не имеют к этому никакого отношения. Вообще, поддержка союзников и соседей - дело очень хорошее. Мне нравятся всякого рода интервенции, предоставляющие законный повод для грабежа, простите, реквизиции. Кроме того, войска не сидят без дела.




Помните, я писал о многотрудной эпопеи с обретением необходимого мода? Я все-таки своего добился! Но путь к цели был ужасен: мне пришлось притвориться женщиной и обращаться за помощью к человеку, называющему Путина - Владимир Великий. Самое страшное, что все это чистая правда.
Папа Гильдебранд бы не одобрил, хождением в Каноссу отделаться вряд ли пришлось. Хотя, в нашей истории императору это тоже не решило всех проблем, всех проблем. Зато в игре можно отправить в Ватикан 10 000 пфеннигов и решить вопрос, на время. Рим тут что-то вроде ООН - отлучит кого от церкви и все, нападай-убивай, грабь-воруй, очень даже законно. В оригинальной игре папские санкции особенной опасности не несли, не считая ухудшения внешнеполитической ситуации, а у меня отлучение повлекло такие красные хари в городах, евпочя, что пришлось срочно посылать осла груженного золотом, да не одного.


Ну, ладно-ладно, я объяснюсь: пользуясь почтой жены я написал владельцу русского сайта варгеймов, на котором когда-то лежал этот мод и где он  был потом заменен на поврежденную версию. Видите, к каким сложным фразам мне приходиться прибегать? Хорошо зная о т.н. синдроме пизды в поле «from», я коварно не стал пояснять почему пользуюсь почтой супруги, а запросто представился Сашей, демонический смех. Что же до владельца сайта, то там и вовсе все просто: на волне крымнаша у него поехала крыша и он запостил на главную страницу своего сайта текст, в стиле "мы спина к спине у мачты, вместе с Путиным, вдвоем". В нем он блистательно разоблачил международный заговор против России, заявив, что для россиян ВВП отныне - Владимир Великий. Впоследствии это прозвище не ушло в народ.
В общем, владелец был очень любезен, подписывал свои письма в стиле "Джон Пембрук-Честервиль, эсквайр" - имярек, владелец и главный редактор военно-исторического и т.д. и т.п., а главное - пообещал разобраться и написать. И действительно, прошло два месяца и на сайте появилось объявление о замене битых файлов мода.
Вот так! Я всегда верил, что если долго стоять и смотреть на новые ворота, то они обязательно откроются!


Французы говорят интереснее. Вот блестящий образчик галльского красноречия, после которого их войско разбежалось куда глаза глядят, оглашая долины жалобными воплями:
- Наши враги - датчане, холоднокровные и беспощадные убийцы. Тому, кто попал им в лапы, остается лишь молиться о спасении. В следующий раз французский король был аккуратнее в речах:
- Наши враги опасны, кровожадны и безумны. Жаркое солнце напекло головы египтян и превратило их в подлых и коварных тварей. Помните об этом!
Впрочем, как известно - Египет не покорился французам ни при короне, ни при республике, ни при империи.


После того как имперское войско дважды подавляло мятежи горожан, возвращая город Папе, эти наглецы восстали в третий раз и отчаянно бились на улицах. На этот раз нашему терпению пришел конец. Как сказал герцог Беренгард Красавец:
- Речи о моем безумии - клевета врагов! Я никогда не считал своих воинов шахматными фигурами! Но сегодня вы - пешки - станете ферзями! И, наконец, я должен вам сказать, что у наших врагов есть заколдованные мечи подгорных карликов! Но я знаю молитву, которая может развеять любые чары! Поэтому мы победим!


Но, вернемся к нашим французам. Говорят, что французы - лучшие любовники, и плохие солдаты. Это так: спросите у любой козы или свиньи на скотном дворе. (с) Это пристрастное мнение германских соседей, послушаем же самих галлов. Например:
- Шотландцы - подлый и злобный народ, почти как англичане. Для меня довольно, что они живут на одном и том же мрачном островишке. Чума их забери! А остальных ждут наши клинки!
- Турки славятся жестокостью и коварством. И мы, французские солдаты, рассчитаемся с ними за все, мы защитим Францию и весь христианский мир!
- Не нравятся мне эти поляки! Они больше похожи на бешеных собак, чем на солдат. Следите, чтобы они вас не искусали, французские храбрецы!

И, разумеется:
- Наши враги пыжатся, называя свою империю Святой. Такого богохульства не потерпим ни Господь, ни я. Нам предстоит не бой, а легкая прогулка. Потому что враги знают толк лишь в пиве и колбасе. Среди имперских солдат половина болванов, половина хвастунов. Хорошо, что они тупые как пни - легко рубить топором.


Настоящие чувства, однако, испытываются только к англичанам.
- Британские острова производят шерсть, селедку и горьких пьяниц. У овец больше достоинства, у рыб больше ума, чем у этого вонючего сброда, который называет себя английской армией. Какое душераздирающее зрелище! Зачем несчастным англичанам влачить свою жизнь, если женщины у них страшные, еда безвкусная, погода мерзкая, а предводители - исчадия Ада?
Поэтому на остальных уже ненависти не остается. Ну что это такое?
- Венецианцы считают денежки быстрее торговок Нормандии. Так пусть считают трупы!
- Даже последний крестьянин в наших рядах лопнет со смеху, глядя на этих бравых монголов, которые едва держатся верхом на тощих клячах!
- Мавры - кровожадные и подлые язычники. Убивая их, французские солдаты исполнят свой долг и получат удовольствие.
- Посмотрите на испанских молокососов и недоумков! Они так привыкли пресмыкаться, что никогда не станут настоящими солдатами, такими, как воины Франции. Я их терпеть не могу и с радостью поведу вас на бой!
- Эти русские мужики проклянут день, когда они родились. А выжившие убегут в родные леса и еще сто лет будут рассказывать ужасы "про французов", пугая своих детей.
- Святая Женевьева! Мы разобьем португальцев и бросим их знамя под копыта своих коней. Эти рыбьи рожи оскорбляют мое чувство прекрасного. Португальцы смердят тухлой рыбой и блевотиной. Да так, что слышно даже сюда. Это воняют их трусливые душонки! Ведь им предстоит сразиться с солдатами Франции!
- Раны Господни! Не знаю, от кого воняет гаже - от расфуфыренных миланцев или их распутных жен?

Хотя... бывают и исключения.
- Сицилийцы - как англичане: приплывают с маленького острова, любят овец и их постоянно нужно окорачивать. Мечом.


Слово англичанам:
- Смотрите! И это - наши враги! Да они не воины! Должно быть, их женам очень грустно иметь таких мужей! Говорят, на этот раз в обозе у врагов не свиньи с козами, а настоящие девочки! Пойдем проверим?!
Какой бой без английского чувства юмора?
- Простите меня, воины. Я обещал вам, что противник будет достойным. Увы, придется сражаться с теми, кто есть. Похоже, эти пожиратели турнепса забыли, что пришли сюда сражаться! Напомним им!
Но вообще английские феодалы в игре слабы на ораторское искусство, никакого сравнения с французами или немцами. Говорят мало, врагов не выделяют. Даже удивительно, что англоязычные разработчики так поскупились на тексты для своих. Впрочем, покопавшись в текстовых файлах, я выяснил, что красноречием в игре славятся только итальянцы, французы и немцы. Остальные, включая поляков-змееустов и греков-ромеев, отделываются казенно-слащавыми фразами в стиле "не посрамим" и "положим же животы свои на алтарь". Обидно за братьев-славян и правосланый люд.


Вот это я понимаю:
- Поляки - бешеные волки. И обращаться с ними нужно, как с волками - загнать и перебить. Веселая предстоит охота!
- Черт побери! Я не могу спокойно смотреть на этих французских свиней. С головы до пят они - вместилище греха. Я бы с радостью убил их за одно пристрастие к шлюхам. И в этом бою мы совместим приятное и полезным.
- Англичане - помесь французов, саксов и овец... Полные ублюдки! Если хоть один англичанин сможет уверенно назвать своего отца, я упаду с коня от удивления. И с этим сбродом нам предстоит сразиться.
- "Английский солдат" - пустой звук. Достойный человек не может быть англичанином, потому что среди них бывают только трусы и идиоты. Вот с кем нам предстоит сражаться.
- Я так думаю, что впереди англичане - кто еще будет стоять, шатаясь, словно подзаборный пьяница? Даже французы - более достойная нация, чем эти свиньи!
"Даже французы"! Вы чувствуете? Вот это - НЕНАВИСТЬ!


- Кровь Господня! Мне не терпится усеять это поле мертвыми телами ненавистных венгров! Германцы, разите без жалости! Смерть всем и каждому, и пусть никто не уйдет живым! Вообще отлично, как из Стругацких. Еще юмора подпустить и мадьярам конец.
- Венгры неплохо научились маршировать. Но и макаку можно научить выделывать разные трюки. В бою они покажут свое настоящее лицо, особенно в бою с такими отважными солдатами, как мы, германцы!
Про монгол тоже очень верно:
- Монголы - прислужники дьявола! Это орудие Сатаны против детей Адама. Не щадите их, они вас тоже щадить не собираются!
Ну и главное, конечно же.
- У меня кровь бурлит в жилах! Когда драка закончится, выберу себе вражескую бабенку посмазливей. Хотя обычно я не тащу в кровать холодных рыб, сейчас выбирать не из чего!


Как уже говорилось выше - немец любит слезу:
- Мы - братья по оружию! После битвы мы будем пить, празднуя победу Империи, пока не отступят грусть и печаль!
Иногда имперские вояки слишком суховаты:
- Что ж, вот и все.Что может быть лучше хорошей драки? Это наш долг. Да. Надеюсь, я взбодрил вас своей речью. Да, вот так. Давайте уже делать то, зачем пришли.
А эти слова заставили бы австро-венгерского подпоручика Дуба заплакать от умиления:
- Вперед, мои храбрые солдаты, за Империю! Долг вынуждает меня остаться здесь, чтобы наблюдать за ходом битвы. Но, если случится беда, я поспешу на помощь. Вы меня еще не знаете.Вы меня еще узнаете!
Ну и куда без юмора? Риттер без шутки, что скотт без юбки, как говорится.
- Итак, битва. Учтите: погибшие не получат повышения. Ха-ха! Шутка. Но после боя мы дружно отпразднует нашу победу. А крестьянские пареньки живо очистят поле от трупов.


В Испании этим занимаются знатные люди,
Во Франции и в Австрии — очень знатные,
В Германии — мало кто,
В Италии каждый!


Внимание, уважаемые задроты знатоки! Что именно под "этим" имел ввиду автор этого испанского стишка? Что мне особенно нравится в игре, так это наблюдать как растут города, вспахиваются новые земли... очень наглядно преображается мир. В последующих частях это как-то исчезло - и очень жаль. Вообще, скоротечность губит стратегии, а нынешняя возня тараканов в последних играх линейки TW и вовсе омерзительна.


Ах, Иерусалим! Уже упоминавшийся мною Беренгард Красавец нашел там свою смерть - кто-то из взбунтовавшихся горожан обрушил ему на голову камень, несовместимый с жизнью.
А потому что надо соблюдать технику средневековой безопасности! Рядом с ним стоял один граф, в шлеме - и ему тоже на голову упал камень, а он только улыбнулся и все.
- Меня привел сюда долг перед Империей. Мое тело покрыто страшными шрамами, полученными в битвах. Но я не отступлю, и приведу вас к победе, если будет на то воля Божья! Господняя любовь - вот наша защита! Его гнев для врагов смертоносней тысячи стрел! Вера, только вера принесет нам долгожданную победу! Я вижу архангела Михаила, он распростер над нами крыла! Вперед!


И завершая тему имперских спичей, немного о долге и дисциплине.
- Да, так вот. Настало время доказать, на что мы способны - выстоять и победить. Как подобает настоящим германским воителям. Исполнить наш долг. Да. Долг. Долг честных, отважных солдат. Да. Долг требует жертв, и сейчас мой долг очевиден. Я буду удерживать тыл, пока вы прорубите мечами путь к победе. Вперед, воины Империи! Под моей рукой вы сокрушите неприятеля и покроете себя неувядающей славой.
И про женщин, немного:
- Нужно убить вот этих шотландцев. Для их же блага. Так мы спасем бедняг от мерзких, крикливых жен, которым не мужей ублажать, а рыбу потрошить.
- Эти русские сбегают в армию от своих страшных жен, красотой и повадками похожих на медведиц. Слава Богу, что женщины Империи прекрасны и грациозны... Хотя слишком переборчивы.



Нет ничего унылее чем раш-игра, манчкинство от стратегии - речь идет о захвате определенного количества игровых провинций, для победы? Какое удовольствие можно получить от такой игры? Никакого. Кто эти люди, выбирающие себе такой путь (эффектнее было бы написать Путь, но это уже совсем шиза)? Подонки и негодяи, недостойные... впрочем, это уже что-то из риторического арсенала полководцев игры.
Настоящее удовольствие можно получить играя по настоящему, не спеша. Куда спешить? Сотни лет, по четыре (да-да) хода в год - а в моем моде игра и вовсе доходит до 1789 г. Нет, намного интереснее режим песочницы, с локальными целями: укрепить свое положение в Италии, защитить Италию от французов и т.д. и т.п. Византию постепенно оттесняют Османы - что будет дальше? Мы-то с вами знаем, а императору Генриху есть над чем поломать пиксельную голову. Такого рода игра позволяет использовать возможности Medieval 2 на полную. Тот же шпионаж или тайная война (теперь, когда нормальная жизнь нпс не пролетает в считанные ходы) - это отдельная игра в игре. И таких моментов - десятки.
Например, дилемма: устранить потенциальную угрозу или ждать когда сама проблема выбора исчезнет, под напором реальности? И выбор превентивных мер - увлекательнейшая из задач. Много, очень много интересного открывается перед такими игроками.


Положение восточной империи кажется стабильным, но не верьте графикам! У Константинополя очень много врагов. Сейчас, в 1087 г. от Р.Х., басилевсу угрожают венгры и венецианцы. Мадьяры захватили и сожгли Софию (и не жалко, с точки зрения тру-византийца), а хитрые дожи явно желают прибрать к рукам торговлю ромеев.
И только наша империя ведет себя честно по отношению к Византии, несмотря на срыв планов брака между кронпринцем Оттоном и порфирородной византийкой. Хитрые греки без конца кивали и со всем соглашались, а сами норовили подсунуть армянскую девку, подернутую во всех местах волосяной растительностью. Союз не состоялся, но около года назад СРИ оказала ромеям посильную финансовую помощь, разом выплатив 50 000 пфеннигов. В благодарность греки передали империи остров Родос. Hie Pfennige, hie Rodos.


Храбрый отряд миланских копейщиков! долго он отражал атаки венецианских всадников...
- У венецианцев толстые животы и кошельки. Скоро мы выпотрошим и то, и другое. Не мешает пустить им кровь и золотишко. Для их же блага, ибо сказано, что богачи не войдут в Царство Божие! Не забудьте обыскать трупы этих венецианцев. Как все жадины, они не станут оставлять кошельки дома, чтобы не отыскали жены.
Бичом немодифицированных игр серии всегда была скоротечность битв. Удар, удар, еще удар и вот - вражеская армия улепетывает со всех ног, мы победили. Тут этого нет - средняя битва в игре может затянуться на час (а это, поверьте, очень много), штурм города и вовсе дело для очень хорошо подготовленной армии. И даже в этом случае потери могут быть крайне высокими. Освобождая Милан от французской оккупации я потерял в два раза больше солдат нежели в предшествующей штурму битве. ИИ тоже стал значительно умнее, по крайней мере откровенно дурацких действий он уже не совершает.


Та самая тайная война. Хороший агент откроет вам городские ворота, устроит диверсию и соединит кинжал с телом врага. Жаль, что ничего лучше роликов первого "Сегуна" так и не появилось.


Надо помочь англичанам отбить шотландскую агрессию, благо мерзавцы сначала попытались захватить Антверпен. Надо отдать им должное - дрались как черти, упорно и долго. Кстати, а что думают об Англии наши южные соседи? О!
- В Англии живут недоумки и трусы, думаю, из-за дурной погоды и плохого вина. Мне жаль англичан! Когда Господь вешал на небо солнце, он позабыл про Англию. С рождения до смерти они видят лишь туманы и смог. Милосерднее убить несчастных, чтоб не мучались.


Увы, Киевская Русь - в кризисе. Ее королевский доход (сумма, дополнительно выделяемая в начале каждого хода) в десять раз меньше чем у северных славян. Хотя, в какой-то момент они почти уничтожили поляков, осадив разом и Краков, и что-то еще на востоке. Пришлось вмешаться, плодом чего стал этот союз (подсказка - союз с врагом вашего союзника автоматически заключает мир между ними). Это мы называем дипломатией канонерок клириков.


Роль купцов возросла - способный коммерсант, сидящий на выгодном месте, может давать до 25 000. Но где взять денег, если содержание 2500 копейщиков обходится в почти 3000 монет в ход, а возведение среднего замка стоит от 50 000?! Кроме того, ИИ бесчестно жулит - не помню игры, чтобы моих купцов не пытались разорить все остальные, начиная от скоттов и заканчивая маврами. Я вижу в этом руку ЗОГа! Почему наших людей разоряют миланские или византийские торгаши?
- Византийцы - опасные противники. Они бахвалятся, что в их жилах течет кровь римских героев, а сами готовы продать родную мать за новую игрушку для своего катамита!
Примечание: катамит - это ребенок-педераст, состоящий в связи (да-да) со взрослым.


- Я все знаю! Вы тут шепчетесь о том, что я сошел с ума! Так вот, я поговорил об этом со своим конем. Он считает, что мне просто надо отдохнуть. И после этой битвы я последую его совету! И, наконец, я должен вам сказать... ОЙ! ЗМЕЯ-ЗМЕЯ-ЗМЕЯ! О БОЖЕ! УБЕРИТЕ ЗМЕЮ! (с) неизвестный итальянский граф, а может быть и не граф.
Вообще, воевать с маврами, особенно в начале, легко. Их легкая кавалерия не слишком опасна, а пехота достаточно быстро обращается в бегство. Я, как правило, посылаю иберийцам небольшое войско на помощь, чтобы они случайно не потеряли свой полуостров. Несколько поражений и история начинает двигаться в правильном направлении. Сейчас у меня конец 11 века, а Кордова уже за испанцами.
Точнее была за испанцами... мавры взбаламутили народ своими проповедниками и город оказался в руках мусульманских мятежников. Тем не менее, несмотря на то, что все больше имамов появляется в пограничных с Гранадским эмиратом землях, я верю, что Реконкиста в итоге придет к успешному завершению. Хотя, пожалуй, на месте испанцев я бы выслал исламистов подальше. Думается, что этот совет не потерял актуальности и по сей день.


Византия - лидер в начале игры. Даже ее императоры умирают намного реже чем в нашей с вами истории. Но ее будущее мрачно. Вдох. У ВИЗАНТИЙЦЕВ НЕ БУДЕТ ПОРОХА! Выдох.
Кстати, на самом деле игра за ромеев одна из самых сложных в любой из модификаций Medieval 2. Даже в оригинальной кампании! Я помню, что ресурсов хронически не хватало на флот, что приводило к регулярным десантам наших южных друзей из Италии. Не говоря уж об османском натиске. А если появлялись монголы... это было печально.


Вообще, игра удивительно неполиткорректна, по нынешним то временам. А на первом загрузочном экране датские рыцари рубились с османской пехотой... игра вышла в 2006 г., если кто-то забыл. Погуглим.
- Смотрю я и вижу свору отъявленных ублюдков - тупых и трусливых. Да в заднице любого священника больше ума и красоты! Или в заднице кардинала, или в заднице... Гм, я отвлекся. Эти грязные козолюбы оскверняют мой взор! Отправьте их в ад!


С технической точки зрения, мусульманский джихад в игре - это зеркальное отражение католического крестового похода. Но последние происходят намного чаще, почти каждый Папа Римский мечтает устроить свой маленький поход, с легатами и рыцарями. Учитывая, что в игре всего три мусульманские фракции (супротив десятка католических), мы понимаем насколько сильнее выглядит крестоносное воинство. В теории.
На практике, игровой практике, крестоносцы действуют разобщено и крайне редко удерживают захваченную территорию. А вот мусульмане джихадят основательно, без права на ошибку - как правило, обреченный город и так вскоре пал бы под натиском их армий, так что объявленный поход носит скорее рекламный характер.
Впрочем, однажды я наблюдал как через Северную Италию бодро прошагали мавры, стремясь к своей цели - Константинополю.
Конечно, мне бы хотелось их остановить, но я в это время совсем некстати сцепился с наихристианнейшим королем Франции. Мда. Утешимся тем, что на дворе был 11 век и мавры пали где-то под Адрианополем.


Мне очень нравится ролевая составляющая игры. Все эти перки и спутники, награбленные реликвии. Более разветвленной системы чем в Medieval 2 я и не видел. Подобрать наследнику хорошую бабель партию - тоже мини-игра. Слишком красивую - будет изменять (проверено - не на себе!), слишком страшную - впадет в тоску и сопьется (частый случай в игре и в жизни), вот и крутись, как говорится.
Оставишь долго на воеводстве в провинции - начнет воровать. Зашлешь в далекий гарнизон, бездельничать - станет хандрить и впадать от того в мятежные мысли. Не пошлешь в бой, в битве (не желая рисковать опытным командиром) - скажут трус. Казнишь пленных - бессердечный. Ну это, положим, справедливо. В общем, персонажами приходиться заниматься как малыми детьми, ведя их за руку по истории. Тогда, за десять игровых лет, можно выковать годного императора, кронпринца или фюрста - и тут эта гнида берет и помирает от чумы! Кстати о чуме.




Известно, что требушеты могут бросать во врага дохлых коров и прочие трупы. В жизни это делалось для того, чтобы осажденные переболели и сдохли, а в игре вид мертвых буренок почему-то заставляет вражеское войско терять свой боевой дух. Нет, бесспорно, корова - замечательное существо, достойное всяческого уважения и поощрения, но не думается, что грубые средневековые воины были способны испытывать такие сложные чувства. Зоофилия - может быть, но не более.
Но это не значит, что мы не можем вести бактериологическую войну! Можем! И должны! Итак, вот методика.
Сперва мы подыскиваем поселение охваченное чумой. При современном развитии медицинского дела на Западе найти чумной городок - это такой пустяк, что об этом смешно говорить. Затем наш человек входит в город, а потом выходит, уже являясь носителем и распространителем. Аккуратно сажаем его на корабль/переводим через границу - и вот он на территории врага. После небольших усилий он проникает во вражескую столицу - дальнейшее уже дело техники, точнее ее отсутствия. Десяток подобных агентов может быть опаснее чем несколько армий. И намного экономнее!
Хотя, конечно, это пакость и лично я таких мерзостей никогда не делал. Жаль только, что современных играх не осталось даже возможности повторить, что-то подобное. Заранее предвижу многочисленные возражения насчет этого и, затыкая уши, повторяю: ЖАЛЬ, ОЧЕНЬ ЖАЛЬ!


Рыцари теперь (в моде) - страшная сила. Их могу остановить только сочетание арбалетчиков, копейщиков и кольев. А еще лучше - другие рыцари и побольше. Любопытно будет посмотреть как реализуется пехотная революция 14-16 веков. С нетерпением жду появления рейтар - моего любимого конного юнита в игре.


Пап, как правило, не выбирают из итальянских кардиналов - как и ирл, так и в игре. Я не очень люблю нанимать священников - они часто впадают в ересь, а еретик в провинции - это дикая головная боль, чреватая мятежами. Поэтому кардиналов из империи мало, соответственно Римских Пап - тоже. Впрочем, Рим не очень-то пристрастен - лояльность Святого Престола проще купить деньгами нежели происхождением. С Папами намного лучше дружить, хотя периодически они сильно мешают, пытаясь диктовать свою политику. И все же, в игре они не доставляют тех проблем, что принесли СРИ в действительной истории. И слава Богу, как говорится.


Проблемы в начале 2-го тысячелетия те-же, что и у нас, в начале 3-го: война на Ближнем Востоке.


И не только на Востоке.


В заключение этого грандиозного задрот-олдафаг-ностальжи-ретропоста хочется поговорить о модах. Я редко рекомендую что-либо, ибо, как мне кажется, каждый сам должен найти путь к спасению, но иногда все же можно дать несколько советов. Оговорюсь сразу - ни один мод не даст вам желаемого! Только прямые руки! Только напильником! Тогда у вас будет версия игры близкая к идеалу.
Обратите внимание на скотта в центре. Он как бы сморит на врага, спрашивая - и что дальше?


Модов к играм из тоталваровской линейки традиционно много, но расцвет этого дела пришелся на Medieval 2. В последующих играх то ли разрабы слишком глубоко зашили механику игры, то ли у модмейкеров не хватило способностей оседлать новый движок, но ничего подобного грандиозным модам на Rome и Medieval 2 мы еще не увидели. Возможно в будущем.


Вот наиболее полный список (из известных мне) модов на сабж. Я хотел бы выделить некоторые из них. Увы - я заебался уменьшать этот пост возможности ЖЖ не позволяют мне сделать этого криворукие уебаны, блядь, лучше бы объем текста увеличили, чем лайки свои делать, в жопу их засуньте себе, так что выбирайте сами и помните о главном! каждый мод - это новые возможности для редактирования, а не конечный продукт.


- Война… Война никогда не меняется. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Tags: total war
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments